Требование обязательного наказания порока

Под театральностью, которую так горячо отстаивал теоретик французского сценического искусства этого периода Сарсе, по сути дела, понималось следование сумме тех правил и приемов, которые накапливались в течение многих сотен лет развития театра и, будучи лишены своего конкретного смысла и внутреннего содержания, превращались в сложную и детально разработанную систему штампов. Сюда входило и требование обязательного наказания порока, и связанная с этим определенная схема сюжета, и традиционные драматические и комические приемы, придающие действию пьесы или спектакля эффектный, подчеркнуто театральный характер. Та же театральность была свойственна и игре актеров, в основном принадлежавших к школе представления. Этот театр умел вызывать негодование, слезы и смех публики, показывая пороки и недостатки современных нравов, но никогда не оставлял своего зрителя в раздумье перед поставленной жизнью и нерешенной проблемой.

Зависимость театра от запросов и вкусов буржуазной публики нашла выражение и в теории, которую развивала театральная критика, об успехе у публики как основном критерии оценки пьесы или спектакля. Таким образом, пьесы, не отвечавшие требованиям буржуазно-обывательской публики, расценивались критикой как произведения, не соответствующие законам сценичности и не имеющие значения для театра. Правда, это теоретическое признание непогрешимости вкусов буржуазной публики в театральной практике получало некоторую поправку в виде широкого и систематического применения клаки. Франция создала специфически буржуазную драматургию XIX века, ставшую эталоном для буржуазных драматургов всех европейских стран и породившую бесчисленных подражателей в Германии, Италии, Англии, Польше, Румынии и т. д. Но во Франции родилось и мятежное, героическое, демократическое театральное искусство, насыщенное пафосом человечности и отразившее различные этапы развития народного сознания. Революционный классицизм и прогрессивный романтизм нашли на французской сцене сильное и яркое выражение, оставив огромный след в театре, внеся коренные изменения во всю систему сценической выразительности.

Достижения передового французского театра рассмотренной нами эпохи влились в мировую театральную культуру, обогатили ее многими теоретическими мыслями, эстетическими ценностями, организационными и техническими находками. И хотя критический реализм проявился в литературе этого времени неизмеримо сильнее, чем в драматургии, сама великая реалистическая литература Франции XIX века стала мощным полем притяжения, определив Искания не только мастеров театра 1830—1860-х годов, но и проложив дорогу театру следующего этапа развития, театру Э. Золя, А. Антуана, Р. Роллана, Ф. Жемье. Промышленный переворот второй половины XVIII века принес с собой глубочайшие изменения во внутренней структуре английского общества. Он породил промышленный пролетариат и современную промышленную буржуазию — два класса-антагониста, борьба которых определила все последующее общественное развитие страны. Завершение промышленного переворота совпало с годами французской революции и наполеоновских войн. В Англии и во Франции происходили события, которые на долгие годы должны были закрепить господство буржуазии во всем мире. Во Франции буржуазия шла к политической власти под знаменем свободы, равенства и братства, она осуществляла на первых порах не только свои национальные классовые задачи, но и оказала воздействие на все европейское общество, повернув его на буржуазный путь развития. Французская революция означала конец старого, феодального мира. В Англии, где буржуазная революция произошла уже в середине XVII века, выявилась другая сторона исторического процесса. Здесь раньше других стран начались классовые бои между буржуазией и пролетариатом. Буржуазия, ставшая, по словам Ф. Энгельса, «скромной, но признанной частью господствующих классов»имела все основания бояться народа, и к тому же буржуазный порядок в Англии утвердился в форме компромисса между крупными капиталистами и земельным дворянством. Годы революционных войн и преобразований в Западной Европе были годами сильнейшего наступления реакции в Англии.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!