Творчество Мериме
Включившийся в борьбу за романтическое обновление драматургии Стендаль в своих трудах фактически создал теорию реалистического романа, ставшего ведущей формой литературы критического реализма. Творчество Мериме, в частности его драматургия, явилось крупнейшим достижением реалистического искусства этого периода.
Теория и практика критического реализма достигают кульминации в 1830—1840-е годы в творчестве «доктора социальных наук» Бальзака. В первой половине столетия в условиях непрерывного поступательного развития капиталистического общества, когда шла борьба за утверждение буржуазного прогресса, во французском искусстве преобладала интонация жизнеутверждения, веры в будущее, в возможности и силы человека. Тот же путь развития проходит и французский театр, достигший в XIX веке необычайно яркого расцвета. Хотя Наполеон пытается ограничить свободу театров, завоеванную в годы революции, и сохранить классицистские устои, ему не удается помешать утверждению новых организационных принципов и властно пробивающихся к жизни ростков романтического искусства.
Начавшийся после 1815 года стремительно быстрый рост театральной сети необычайно расширяет плацдарм творческих поисков драматургов и художников сцены. Характерной особенностью театральной жизни Франции 1820—1830-х годов становится тесная связь романтической драматургии с живой театральной практикой. И хотя зрелая реалистическая драматургия не попадала на сцену либо подвергалась цензурным гонениям и переработкам, все же актеры французского театра первой половины XIX века имели возможность использовать в своем творчестве современный, высоко литературный репертуар. В период Реставрации и Июльской монархии во Франции окончательно складывается тип коммерческого театра. За исключением двух-трех государственных театров, все остальные находятся в руках частных владельцев, видящих в театре лишь доходное предприятие. В Париже в эти годы имеется свыше двадцати театров и больше двухсот драматургов. Вокруг театра создается атмосфера коммерческой конкуренции. Ежегодно возрастает количество премьер, достигая в 1830-х годах почти трехсот в год (считая одноактные водевили). Ради завоевания успеха театральные дельцы не брезгуют ничем. Буржуазный коммерческий театр изобретает клаку, создающую видимость успеха премьеры. Подкуп прессы и организация рекламы становятся неотъемлемой чертой театральной жизни. Но процесс буржуазного перерождения не мог в первой половине XIX века, в условиях нарастающего революционного движения, приостановить роста демократических устремлений во французском театре. Крупнейшим завоеванием французской сцены было актерское искусство, прошедшее в своей эволюции все основные вехи художественного развития XIX века. Великие актеры Франции — Тальма, Бокаж, Дорваль, Фредерик-Леметр, Дежазе, Дебюро, Рашель и многие другие — несли в своем творчестве дыхание века, полного бурь и революционных потрясений. Переломным моментом в развитии искусства Франции XIX века стала революция 1848 года. В июньские дни 1848 года в Париже происходит пролетарское восстание, названное К. Марксом «первой великой битвой между обоими классами, на которые распадается современное общество». Уже в процессе революции выявился непримиримый антагонизм буржуазии и пролетариата. Усилиями революционных масс была свергнута Июльская монархия и установлена республика. Но политическая незрелость пролетариата не дала возможности удержать демократические завоевания революции. Характеризуя государственный переворот, осуществленный в 1851 году Луи Бонапартом, К. Маркс пишет: «2 декабря февральская революция исчезает в руках ловкого шулера». Французская буржуазия, напуганная июньским восстанием пролетариата в 1848 году, во имя сохранения классового господства предпочла отдать политическую власть авантюристу, скрывающему, по словам Маркса, «свое пошло-отвратительное лицо под железной маской мертвого Наполеона».