Тяжелая бедность и непосильный труд

Мелодрама Пиа рисовала судьбу двух тряпичников, один из которых, совершив убийство и грабеж, становился богачомбанкиром, а другой оставался честным бедняком. Пиа развивал здесь мысль, лежавшую в основе всех его социальных мелодрам: в современном обществе грабеж — единственный путв к богатству, и все могущество правящей верхушки Франции основано на воровстве, разбое, попрании народных прав. Представителями народа в этой пьесе являются старый тряпичник тан и молодая швея Мария. Противопоставляя этих демократических героев высшим классам, автор делает их носителями высокого благородства и бескорыстия. Он подчеркивает, что тяжелая бедность и непосильный труд не убивают честности в людях, а сочувствие к горю и нужде нередко толкает бедного человека на героические и жертвенные поступки. Пиа не всегда удается правдиво показать нравственную красоту своих героев. Строя конфликт на этическом противопоставлении «богатых» и «бедных», он создает чаще всего не конкретные, индивидуальные характеры, а моральные схемы.

Такова юная швея Мария, на всем облике которой лежит налет слащавой сентиментальности. Соответственно этому и богачи обрисованы неправдоподобными красками. Главный злодей пьесы-—бывший тряпичник, потом банкир Гофман, показан в пьесе кровавым чудовищем, шагающим по трупам. Разбогатев при помощи убийства, он и дальше идет по пути преступления. Он убивает ради выгодного брака незаконного ребенка своей дочери и клевещет на невинных людей, обрекая их на казнь за преступления, совершенные самим Гофманом. В рецензии на драму «Парижский тряпичник», помещенной в 1847 году в журнале «Современник», издаваемом Н. А. Некрасовым и И. И. Панаевым, критик восклицал: «Господи! Если бы дело шло о борьбе с подобными недостатками, то два-три полицейских сыщика исправили бы общество отличным образом!» Здесь верно подмечен самый существенный недостаток пьесы — подмена серьезных, типичных противоречий действительности, характерных для всего буржуазного общества в целом, исключительными, редко встре-чающимися пороками отдельной личности. А завершающий пьесу счастливый брак бедной работницы с наследником большого состояния еще больше ослабляет социально-критическую силу пьесы и подчеркивает в ней наличие элементов «мелодраматической лжи». И все же прав А. И. Герцен, противопоставляя «Парижского тряпичника» пошлости буржуазного репертуара. Огромный успех этой пьесы в 1847—1848 годах объясняется прежде всего художественной убедительностью образа центрального героя пьесы — папаши Жана, созданного Пиа под прямым воздействием подъема народного движения в канун революции 1848 года. Это первый действительно демократический герой Пиа. Именно через него «автор вводит нас в мир голода и нищеты» (Герцен), и борьба папаши Жана против богатого и могущественного противника определяет действенную линию пьесы.

Старый тряпичник, философствующий над корзиной с отрепьями о непрочности того, что в буржуазном обществе именуется счастьем, привлек зрителя не только трогательной человечностью, но и заложенной в его характере внутренней силой, бесстрашием, способностью к борьбе. «Он философ, он мудрец, а главное — он характер»,— говорит о нем А. И. Герцен. Жизнерадостный, несмотря на нищету, грозный для врагов, наделенный насмешливым и наблюдательным умом и любящим, мужественным сердцем, старик тряпичник воплотил существенные черты французского национального характера. Народность этого образа, близость его мыслей и чувств широким массам демократического зрителя определила революционное звучание пьесы, пересилив мелодраматическую морализацию и «примиряющий, услаждающий финал в буржуазном духе». Наиболее высокую оценку этому спектаклю дал революционный народ Парижа, когда 24 февраля 1848 года, после только что закончившихся уличных боев, театр Порт-Сен-Мартен устроил бесплатное утреннее представление. Спектакль начался пением «Марсельезы», подхваченной зрительным залом. После этого был показан «Парижский тряпичник», с энтузиазмом принятый зрителями, только что одержавшими победу над ненавистной монархией Луи-Филиппа.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!


Warning: Unknown: open(/home/p205279/tmp/session/sess_95c516b2a3876330b654c553b7a06ca4, O_RDWR) failed: Permission denied (13) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/p205279/tmp/session) in Unknown on line 0