Уиллис отступил от точного изображения
Значительно менее социально насыщены многочисленные романтические драмы, посвященные изображению средневековья. Для этих пьес характерен налет фантастики и мистики, нарушение достоверности изображаемых исторических событий.
Наиболее типичными произведениями такого рода являются «Бьянка Висконти» (1837) Натаниэля Баркера Уиллиса и «Франческа да Римини» (1855) Джорджа Генри Бокера.
Уиллис отступил от точного изображения истории миланского кондотьера Франческо Сфорца и Бьянки Висконти, которые являются главными действующими лицами его пьесы. Страстная любовь Бьянки приобретает в его изображении некий мистический характер. Действие пьесы насыщено таинственными происшествиями, заговорами, изменами, отравлениями.
Дурные приметы, предзнаменования и предчувствия занимают немало места и в трагедии Бокера «Франческа да Римини», созданной на знаменитый сюжет, взятый из «Божественной комедии» Данте, который был успешно разработан до Бокера итальянским романтиком Сильвио Пеллико.
Исполненная романтического пафоса, история трагической любви Франчески да Римини и Паоло Малатеста носит все же жизненно правдивый характер. Автору удалось достигнуть не только красочности, но и значительной индивидуализации образов, показать их в развитии. Так, рисуя образ мужа Франчески Джанчотто, автор использует не только черную краску. Джанчотто предстает перед нами человеком, наделенным многообразными чувствами и страстями.
В середине XIX века в силу обостряющихся противоречий, которые привели в конечном счете к гражданской войне, появился ряд пьес, которые пытались осмыслить историческое прошлое Америки. Однако становления полноценной национальной драматургии не произошло. Пьесы эти были крайне убоги по своему идейному содержанию и малосценичны. Часть авторов наивно и слащаво превозносила «краснокожих», другая, наоборот, восхваляла предприимчивость «благородных» янки — колонизаторов, теснивших и уничтожавших индейские племена.
Некоторые черты реализма появились в первой половине XIX века в комедии. Однако и здесь достижений немного. Представляет интерес комедия актрисы-драматурга Анны Коры Моуэт «Мода» (1845). Написанная под влиянием «Мещанина во дворянстве» Мольера и «Школы злословия» Шерида-на, она является меткой, хотя и несколько мелковатой сатирой на американскую буржуазию, пытающуюся тянуться за аристократией. В пьесе изображено семейство американского торговца, который запутался в делах и находится накануне банкротства благодаря причудам своей супруги, помешанной на стремлении подражать французским аристократам. Высмеивая эту вредную моду, автор разоблачает также французского псевдоаристократа, оказавшегося жуликом. Он призывает американских мелких буржуа исцелиться от власти моды и удалиться из города в деревню, на лоно простой, патриархальной жизни. Черты реализма, присущие этой комедии Моуэт, получают дальнейшее развитие в ее пьесе «Пэр и крестьянин» (1847), запрещенной в силу своего демократизма в Лондоне и пользовавшейся большим успехом в Нью-Йорке. Пьеса эта держалась в репертуаре вплоть до XX века.
Традиции Моуэт были продолжены в конце XIX века в драматургии Джемса Херна.
В то время как борьба северных штатов против рабовладельческого Юга вызвала к жизни обширную литературу, американская драматургия не создала ни одной выдающейся пьесы, правдиво и глубоко отражающей это великое событие в истории Америки. Этот факт является еще одним свидетельством отсталости американской драматургии XIX века, ее отрыва от литературы и от общественной жизни страны.
Правда, в годы гражданской войны и после ее окончания в США появился ряд пьес о войне. Но все это были второсортные мелодрамы, в которых поверхностно трактовались выигрышные в сценическом отношении мотивы военной тематики, пьесы-однодневки, быстро сходившие с театральных подмостков.
Не составляет исключения и столь высоко оцениваемая буржуазными историками театра пьеса «Бель Ламар» Дайона Бусико, переехавшего в Америку в 1853 году. Как уже было сказано выше, Бусико был ловким драмоделом, набившим руку на переделках французских комедий и водевилей. Его мелодрама «Бель Ламар» может быть признана типичным примером литературного приспособленчества. Гражданская война используется здесь только как фон для развертывания приключенческой мелодраматической интриги. Главными действующими лицами являются уроженка южных штатов Бель Ламар и ее муж, офицер северной армии. Бель Ламар покидает мужа вследствие расхождения в политических взглядах, предает северян, пытается служить южанам и наконец возвращается к мужу. Автор проповедует здесь сомнительную идею, утверждая, что любовь женщины к мужчине пересиливает любовь к родине.