Виньи утверждает неизбежность гибели Чаттертона
Этому страшному миру Виньи противопоставляет положительного героя — «аристократа духа», гениального поэта, чуждого грязным материальным расчетам. Раскрывая основной конфликт драмы, Виньи утверждает неизбежность гибели Чаттертона. Устами одного из персонажей пьесы — Квакера, во многом выражающего точку зрения автора, Виньи говорит о роковой обреченности своего героя: «Его болезнь чисто нравственного свойства. Она почти неизлечима, а в иных случаях и заразна. Это — страшная болезнь, которая прежде всего поражает души юные, не искушенные в жизни, охваченные любовью к справедливости и красоте, а встречающие на каждом, шагу только несправедливости и уродства дурно устроенного общества. Эта болезнь — ненависть к жизни и жажда смерти, упрямое стремление к самоубийству».
Мотив смерти на протяжении всей пьесы сопровождает образ героя и придает драме Мари Дорваль в роли Китти Белл. «Чаттертон» А. де Виньи. Театр Французской Комедии, 1835 г. глубоко пессимистическое звучание. Не случайно пьеса породила волну самоубийств, главным образом молодых поэтов, политически неустойчивой нищей богемы Парижа. В таком решении философско-моральных проблем проявляется коренное отличие Виньи от представителей прогрессивного крыла французской литературы 1830-х годов. Виньи не видит никакого выхода. Герой его (пассивен, он не борется против враждебной действительности и стоически приемлет свои страдания и гибель. Но в то же время, обвиняя общество в гибели талантливого художника, Виньи наполняет драму гуманистическим пафосом, глубокой болью за человека. Та же гуманистическая тема звучит и в образе Китти Белл. На примере трагической судьбы хрупкой, молчаливой, способной на беззаветную любовь Китти Белл Виньи показывает неизбежность гибели высокой человечности в грязном мире чистогана. Несмотря на идейную противоречивость драмы, она сыграла значительную роль в литературной и театральной жизни Франции 1830-х годов. Глубина затронутых проблем, пристальное внимание автора к психологическим оттенкам душевной жизни героев, тонкий лиризм выгодно отличают «Чаттертона» от современной ему романтической драмы. Пьеса свободна от аффектированных чувств; герои ее скупы на слова и сдержанны в выражениях своих эмоций. Но под этой внешней скованностью скрывается интенсивная, полная глубокого драматизма внутренняя жизнь. При всем том «Чаттертон» является характерным образцом романтической драмы с присущим ей подчер-киванием исключительности центрального героя, одноплановщм построением образов, поэтикой контрастов, сгущенной эмоциональной атмосферой. Ее постановка в 1835 году была одной из крупнейших романтических премьер эпохи, чему особенно способствовало проникновенное исполнение Марией Дорваль роли Китти Белл. После 1835 года Виньи перестает играть активную роль в театральной жизни Франции.
Удалившись в свое имение, он пишет ряд поэм, стихотворений, мемуарных произведений, насыщенных мрачным, пессимистическим настроением. Но, за исключением книги «Рабство и величие военной жизни» (1835), остальные произведения были опубликованы только после смерти Виньи. В историю французского театра Виньи вошел главным образом драмой «Чаттертон», произведением, полным обличительного пафоса и глубокой правды чувств. Среди драматургов романтического направления выделяется Александр Дюма-отец (1802—1870), один из наиболее репертуарных авторов первой половины XIX века. Сын республиканского генерала, он с 1823 года переселяется в Париж, некоторое время работает в канцелярии герцога Орлеанского, а затем, бросив службу, целиком отдается литературно-драматургической деятельности. Увлеченный оппозиционными идеями, царившими во французском обществе конца 1820-х годов, Дюма в первых своих произведениях выступает как драматург прогрессивный и новаторски настроенный. Начав свою деятельность накануне Июльской революции, Дюма создает в этот период произведения, сыгравшие объективно положительную роль в жизни французского театра.