Влияние ненависти

Однако при общем упадке классицистской трагедии даже в ней нашли отражение антибурбоновские настроения, типичные для самых различных общественных групп этого времени. В годы Реставрации и позднее, в годы Июльской монархии, оппозиция против правящих групп нередко принимала форму бонапартизмма. Под влиянием ненависти к Бурбонам рождалась «наполеоновская легенда», вопреки историческим фактам объявившая душителя революции Бонапарта национальным героем, освободителем французского народа. Культ Наполеона стал на несколько десятилетий формой политического протеста и потому увлек на время даже крупнейших деятелей демократического искусства — Беранже и Гюго, поэтов-сатириков Бартелеми и Мери и многих других.

Бонапартистская оппозиция проявилась и в театре. Ей обязаны своим шумным успехом несколько трагедий первых лет Реставрации, хотя, по существу, эти трагедии были лишены большой темы и внутренней динамики, как и другие классицистские произведения этой эпохи. Драматурги Антуан Арно-старший (1766—1834), Жуй (псевдоним видного журналиста и либреттиста Виктора-Жозефа Этьена, 1764:—1846), Люсьен Арно-младший (1787—1863), Жан Вьенне (1777—1868) и другие создали ряд трагедий, в которые вводили аллюзии (allusions), то есть намеки, на горестную судьбу павшего императора и на события современности. Сценический успех этим трагедиям принесла оппозиционная по отношению к Бурбонам настроенность зрительного зала. Бурный скандал, например, разыгрался на представлении трагедии Арно-старшего «Германик» (1817). Автор ее занимал видную должность при Наполеоне и потому с конца 1815 года находился в эмиграции в Брюсселе. В зрительном зале произошел явный раскол: одни свистели, другие аплодировали. В финале, когда часть зрителей требовала, по обычаю, назвать имя автора, дело дошло до рукопашной схватки. В ход были пущены трости и палки, кое-кто из присутствовавших в зале офицеров выхватил шпаги. Вызванные войска с трудом водворили порядок. После этого полиция немедленно запретила трагедию. Четыре года спустя те же бонапартистские ассоциации создали громадный успех художественно слабой трагедии Жуй «Сулла» (1821), и главным образом исполнителю заглавной роли — Тальма, ненависть к режиму Реставрации толкала великого актера на поиски политически оппозиционной драматургии. Не находя ее, он усиливал бонапартистские ассоциации в современных трагедиях, которые все, однако, сошли со сцены после смерти Тальма. В целом классицизм периода Реставрации был знаменем художественной рутины и политической реакции. И поэтому те драматурги, которые стояли на либеральных и тем более демократических позициях, либо осторожно, компромиссно становились на путь драматургических реформ (Делавинь), либо выступили решительными борцами против классицизма (Дюма, Гюго). Однако ниспровергнуть классицизм в театре оказалось очень трудно. Двухвековые традиции классицистской драматургии сковывали самых ретивых новаторов. Из всех твердынь классицистского искусства самой крепкой и устойчивой был театр, опутанный колючей проволокой разнообразных условностей, навыков и предрассудков. Но никакие усилия реакции не могли остановить развитие передового театра.

Этот театр, как и все прогрессивное искусство, питался протестующими настроениями широких масс, прислушивался к отзвукам революционных, восстаний, сотрясавших Европу, проникался идеями утопического социализма. Внутренние процессы, совершавшиеся в годы Реставрации во французской литературе и театре, подготовили выступление в конце 1820-х годов вождя демократического романтизма Виктора Гюго и других драматургов-романтиков. Новаторские устремления пробивали себе дорогу и в сценической практикеВ борьбе за обновление французского театра большую роль сыграло широкое ознакомление с зарубежной театральной культурой. Оно возникло в результате пробудившейся острой заинтересованности передовых деятелей французской культуры в духовной жизни народов, встающих на путь борьбы за свое освобождение, и осознания общности судеб всех народов Европы, испытывающих гнет Священного союза.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!