Художественные завоевания просвещения

Искусство великих представителей этого направления впитало все многообразные художественные завоевания Просвещения, его страстную антифеодальную направленность. В театре революционного классицизма (М. Ж. Шенье, Ф. Ж. Тальма) отразилась масштабность революционных событий, их стремительная динамика, героическая патетика. Закономерность нового расцвета классицизма в пору грандиозных общественных преобразований определялась стремлением к обобщенно-героическому искусству, которое, по словам К. Маркса, помогало третьему сословию «скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание, своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии» Этому помогала многовековая национальная традиция классицизма на французской почве.

Одновременно в период революции зарождаются многочисленные новые формы и жанры искусства, отвечавшие своей политической остротой и глубоким демократизмом интересам народных масс. Сложность общественной жизни, возникшей после революции, породила и сложное сплетение различных идейных исканий и художественных направлений. Наиболее мощно представленным направлением искусства вскоре становится романтизм, который был, по существу, первой попыткой постигнуть новые закономерности жизни. Начав складываться на грани XVIII и XIX веков, романтизм в странах Западной Европы развивался в острой борьбе с господствующим почти повсеместно классицизмом, уже к середине 1820-х годов достиг зрелости и выдвинул крупнейших теоретиков (братья А. В. и Ф. Шлегели в Германии, Ж. де Сталь во Франции, Дж. Берше, Д. Романьози, Э. Висконти, А. Мандзони в Италии), а также писателей, художников, актеров. По мере осознания сущности совершившихся перемен и выявления противоречий формирующегося и укрепляющего свои позиции буржуазного общества уже с середины 1820-х годов начинается формирование критического реализма — величайшего достижения европейского искусства XIX века. В 1830-е годы романтизм продолжает занимать важное место в европейском искусстве, выдвигая новое поколение крупных художников (В. Гюго, А. де Виньи, Ю. Словацкий, М. Верешмарти). Но с каждым годом возрастает значение литературы критического реализма (Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, У. Теккерей), оказывающей сильнейшее воздействие на многих представителей романтического искусства второго периода, в творчестве которых усиливаются конкретные социальные мотивы. В литературе и искусстве 1830—1840-х годов нередко переплетаются романтические и реалистические черты. К 1840-м годам господствующим направлением европейского искусства становится критический реализм. Его ведущее положение сохраняется и после 1848 года, хотя одновременно во второй половине XIX века уже закладываются основы натурализма и антиреалистических эстетических течений, которые получат развитие в конце XIX столетия.

Этот процесс в основных чертах более или менее сходен во всех европейских странах и в США, потому что и романтизм и критический реализм — направления в искусстве, «порожденные той эпохой, когда во всемирно-историческом масштабе встал вопрос о развитии новой, капиталистической формации. И вместе с тем своеобразие общественного и духовного развития каждой из стран породило множество национальных вариантов романтизма и критического реализма, сместило даты их зарождения и расцвета, определило их идейные акценты и художественную самобытность. Так, например, во Франции, где, по словам Ф. Энгельса, «историческая борьба классов больше, чем в других странах, доходила каждый раз до решительного конца» все стилевые направления, характерные для европейского искусства конца XVIII и XIX столетия, нашли особо ясное выражение. Здесь более устойчиво (особенно в театре) держались традиции классицизма. Уже на рубеже XVIII—XIX веков во Франции формируется романтическое искусство, которое развивалось в острой борьбе с классицизмом. и дало яркие художественные всходы. На французской почве в 1820—1840-е годы родилось могучее искусство критического реализма.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!