Жильбер д’Апремон

Виртуозно владея искусством индивидуализации характера, речи, поведения героев, Мериме раскрывает их психологию как социальную психологию, связанную с мировоззрением определенной общественной группы. Жильбер д’Апремон — представитель старой феодальной знати. В нем высоко развито чувство сословной чести; он прямодушен и храбр, верен рыцарским идеалам. Но он искренне убежден в том, что крестьяне — скоты, созданные богом для работы на дворянина. Его хладнокровная жестокость покоится на органически присущей ему феодальной идеологии. Не ограничиваясь групповой характеристикой феодалов и крестьян, Мериме видит внутри каждой из этих групп множество сословных разделений, оттенков, индивидуальных черт. Рядом с патриархальной, по-своему величественной феодальной знатью появляются предводители «вольных отрядов», английские и французские рыцари, грабители и убийцы, для которых не существует никаких идеалов, кроме наживы.

Эта социальная группа— страшное порождение новой эпохи, в которой «деньги являлись силой всех сил». Колорит эпохи, историческая атмосфера создаются в пьесе Мериме не отдельными штрихами, не деталями причудливых костюмов и обычаев, а социальной типичностью конфликта и образов и воссозданием конкретных черт социальной и исторической действительности. Беспощадно точными красками рисует Мериме картину Франции после битвы при Пуатье — нищей и разоренной страны, доведенной довоенной катастрофы и экономической разрухи преступной беспечностью и хищничеством феодальных правителей. С громадной силой встает в «Жакерии» тема народного горя, сочувствия страданиям народа. В решении проблемы народа Мериме стоит на позициях, резко противоположных романтикам. Он отвергает идеалистическое представление об исключительной личности, творящей историю. Ни дикая жестокость, ни безумная отвага феодалов не могут подавить народное движение. Народ—угнетенный, задавленный, униженный — поднимается как могучая волна, как грозная сила истории.

С еще большей точностью прослеживает Мериме человеческие судьбы и определяет социальные причины поведения, создавая образы антифеодального лагеря — крестьян, лесной «вольницы» и т. д. Через пьесу проходит ряд трагических биографий. Деревенский кузнец, размозжив голову своей жене, обесчещенной феодалом, уходит в леса и становится Оборотнем, атаманом разбойничьей шайки, наводящей ужас на окрестное население. Мирный землепашец Рено убивает феодала, избившего до смерти его сестру, и т. д. Месть движет людьми, доведенными до отчаяния. Над крестьянами издеваются и грабят их феодальные властители, вольные отряды угоняют их скот, лесные шайки жгут их деревни. Мериме не поэтизирует, не приукрашивает действительность. Он вводит беспощадную правду жизни. В пьесе рассказывается о том, что сенешаль бил ногой в живот беременную крестьянку, присевшую на мгновение отдохнуть от непосильной работы, и женщина умерла, родив мертвого младенца. По приказу феодала крестьянина четвертуют и запрещают хоронить казненного, выбрасывая части его тела на съедение собакам. Жизнь грязная, беззащитная, голодная, пропитанная кровавым смрадом встает со страниц этой правдивой и суровой пьесы. И чем правдивее показано угнетение, тем справедливее кажется буря народного гнева. Реалистический метод Мериме усиливает со-циально-обличительную и революционную тему пьесы. Но Мериме вырос в трагическую эпоху гибели многих революций. Утверждая закономерность революции как результат социальной несправедливости, он не находит в обществе силы, способной привести революцию к победе. В «Жакерии» нет ни одного полноценного положительного героя, потому что от создания идеализированного образа Мериме отказывается, а обнаружить его в условиях самой жизни он не может. Ни один из вождей восстания не способен стать до конца представителем народа, повести его к победе.

Бунтарский анархизм Оборотня, честолюбие вставшего во главе крестьян монаха — брата Жана, феодальное мировоззрение Пьера делают их лишь временными участниками крестьянской революции. Ни один из них не способен поставить перед массой народа великие цели, сплотить и убедить народ в необходимости длительной, упорной борьбы. Все они к тому же презирают народ.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!