Актер театра Французской Комедии
В искусстве актера театра Французской Комедии жила эстетическая доктрина, утверждавшая, что оно не должно опускаться до изображения повседневной жизни, которая может быть показана на сцене лишь в очищенном, облагороженном и идеализированном виде. Этим требованиям отвечало искусство представления, которое, будучи в основе рационалистическим, учило актера создавать образ при помощи театрально аффектированных и эстетизированных внешних признаков изображаемых чувств и страстей.
Решающее значение в искусстве актера имела выразительность и четкость формы и речевого рисунка роли. А это достигалось высокой техникой актерского мастерства, превосходной пластикой, точностью жеста, ясностью и вырази-тельностью речи. Черты театральной условности, присущие актерскому искусству театра Французской Комедии, не противоречили жизненному правдоподобию современной буржуазной драмы. В исполнении пьес Ожье и Дюма свойственные этим произведениям черты декларативности и открытой нравоучительности находили органическое выражение в таких актерских приемах, как произнесение важнейших монологов и реплик непосредственно в зрительный зал. Театральная подчеркнутость актерской манеры также становилась естественной формой выражения того театрального правдоподобия, которое подменяло в буржуазной драме этих лет полнокровное реалистическое изображение жизни. Большое значение, разумеется, имела творческая индивидуальность актера. «Чем талантливее артист, — писал К. С. Станиславский об актерах представления, — тем он ближе к природе и ее естественной неподдельной красоте, чем он менее талантлив, тем он ближе к ремесленной красивости» Черты актерского ремесленничества и присущая ему тяга к красивости находили яркое выражение в манере игры среднего актера. Тезис об изображении на сцене украшенной, то есть подчеркнуто театральной жизни воплощался у них в особом, аффектированном тоне речи, в красивости поз и движений. Выходя на сцену, такие актеры громко ударяли каблуком о пол, чтобы выход их выглядел наиболее эффектно и обратил на себя внимание публики. Монологи и наиболее значительные реплики произносились прямо в зрительный зал. Во время диалога актеры, стоявшие с разных сторон сцены, без всякой логики и смысла менялись местами. Го был родом из Бретани и происходил из буржуазной семьи.
По окончании школы он поступил в консерваторию, где учился в классе актера Прово. Окончив консерваторию в 1844 году, он вступил в труппу театра Французской Комедии, где сравнительно быстро стал одним из ведущих актеров. В 1850 году он уже был избран сосьетером театра, на сцене которого оставался до конца своей жизни, исполняя характерные роли в комедиях Мольера и в современной буржуазной драме. Внешность Го была сценически невыгодной — среднего роста, коренастый, с маленькими глазами и толстым носом. Однако эти недостатки в значительной степени восполнялись виртуозно разработанной актерской техникой. Выдающийся деятель французского театра Антуан назвал Го великим актером. «Невозможно указать,— писал Антуан, — какие-нибудь срывы в его искусстве, отличающемся невероятной уверенностью, человеческой правдивостью и богатством воображения». Его искусство захватывало зрителя большой эмоциональной силой и искренностью. Он сильно отличался от своих предшественников — Сансона, Прово и Ренье, игре которых, по словам Антуана, была свойственна «немного холодная и академическая виртуозность». В этой манере была сыграна одна из ранних ролей Го — роль аббата в пьесе Мюссе «Не надо биться об заклад», затем вошедшая в постоянный репертуар актера. В трактовке Го образ служителя церкви приобрел «шутовскую окраску». Яркая буффонада и грубоватый комизм игры Го вызывали бурную комическую реакцию в зрительном зале, пугая консервативно настроенных критиков. В тех же традициях была сыграна актером и роль слуги Тиба (комедия Мюссе «Прихоти Марианны»), в которой комизм игры Го «доходил до крайней степени и в то же время отличался такой тонкостью и «игристостью»… », — вспоминал современник.