Анджело Маркионни
Другой актерский силуэт. В 1773 году из маленькой тирольской деревни пришел в Верону юноша, которого звали Джакомо Модена. Он лелеял честолюбивую мысль научиться портняжному ремеслу и приступил к учению. Но когда ему случайно привелось увидеть представление какой-то странствующей актерской труппы в веронском амфитеатре, сразу оказалось, что судьба его будет связана не с наперстком и иглой, а с подмостками театра. Модена ушел с этой труппой и через пятнадцать лет занял в ней видное положение: он играл царей, придворных, тиранов. Он сделался прекрасным актером, ярким и своеобразным. Его артистическая подготовка началась и кончилась в театре. Этапами ее были игранные им роли, вес и значительность которых постепенно увеличивались. Известно, что он играл, например, Махмуда в персидской трилогии Гольдони; а в 1790-х годах у него за плечами было исполнение почти всех главных ролей в трагедиях Альфьери: Агамемнон, Полиник, Нерон, Креон, наконец, Саул, что свидетельствует о незаурядном даровании Модена. Саул — едва ли не лучшая роль в пьесах Альфьери, но вместе с тем и едва ли не самая трудная. Исполнение ее утвердит популярность сына Джакомо Модена, великого Густаво.
А вот целая семья очень одаренных актеров, в течение долгих лет украшавших итальянскую сцену. Анджело Маркионни, флорентиец, любил выступать в своем родном городе с декларацией на всякого рода празднествах: читал оды, писавшиеся на случай, или, как было принято во Флоренции во все времена,— отрывки из «Божественной комедии». Но его тянуло к сцене. Он женился на актрисе Элизабет Бальдези и ушел с ней странствовать по итальянским сценам. Трое детей Анджело пошли в актеры: Луиджи (умер в 1864 году), Тереза (1785—1879) и знаменитая Карлотта Маркионни (1796—1861). Анджело, по-видимому, очень быстро сошел со сцены, а супруга его стала очень энергичным и даровитым директором труппы. Обе ее дочери выросли, можно сказать, за кулисами театра.
С сыном она поссорилась надолго, ибо Луиджи не очень легко подчинялся властному характеру родительницы. Судьба молодого поколения Маркионни, особенно обеих сестер, тесно связана с освободительным движением в Милане, центром которого был журнал «Кончильяторе». Тереза была первой и единственной любовью Сильвио Пеллико. Но ни сна, ни ее сестра не захотели пожертвовать театром для личной жизни. Обе остались незамужними и делили свое время между сценой и литературными интересами. Салон обеих сестер в Милане в 1817—1820 годах был славен не только тем, что его посещала вся прогрессивная интеллигенция Милана и Ломбардии, но и тем, что сотрудники «Кончильяторе» именно в этом салоне впервые сплотились в настоящую литературную труппу — провозвестницу итальянского романтизма. На сцене царила Карлотта. Кто-то сказал, характеризуя ее игру: «У нашей Маркионни есть недостатки — у кого их нет!— но где она хороша, там она лучше всех». Ее большим поклонником был Стендаль, постоянно упоминающий ее имя в своих набросках об итальянской литературе и итальянском театре этих годов. Карьера Карлотты была полна такого блеска, как ни у одной из современных ей актрис.