«Антонио, или Возвращение солдата»
Свои взгляды Годвин пропагандировал и в художественной форме. Его роман «Калеб Вильяме, или вещи, как они есть» (1793) в беллетристической форме проводил те же идеи, что и названный выше трактат. Напоминая по своему построению «роман тайн», «Калеб Вильяме» был очень драматичен по сюжету. Поэтому очень быстро появились драматические переработки, которые способствовали популяризации этого романа, хотя и несколько обедняли его социальную проблематику. Сам Годвин пробовал свои силы также в драме. Однако его мелодрамы «Антонио, или Возвращение солдата» (1800) и «Фолкнер» (1807) были лишены значительного социального содержания, слабы в драматургическом отношении и успеха на сцене не имели. К кружку передовых деятелей и писателей демократического направления, группировавшихся вокруг Годвина, принадлежал Томас Холкрофт (1745—1809), один из наиболее популярных драматических авторов Англии конца XVIII и начала XIX века. Сын бедняка, Холкрофт в молодости перепробовал множество профессий, пока, наконец, не стал актером и писателем. В течение многих лет он разъезжал с бродячими труппами по стране как актер. Ряд черт актерского быта конца XVIII века получил отражение в его романе «Альвин, или Актер-джентльмен» (1780), написанном на основе личного опыта. Обосновавшись в Лондоне, Холкрофт стал деятельно снабжать театры своими пьесами, оригинальными и переводными. Когда в Париже была поставлена «Женитьба Фигаро» Бомарше, Холкрофт организовал стенографирование спектакля и на основе стенограммы сделал свой перевод пьесы, с большим успехом шедший на сцене. Восхищение Холкрофта «Женитьбой Фигаро» объяснялось его идейной близостью к Бомарше. Как драматург Холкрофт продолжал традиции английского просветительского театра XVIII века, Создавая по преимуществу комедии нравов, не лишенные доли сентиментальности. Из его многочисленных произведений наибольший успех имела комедия «Путь к гибели» (1792), которая вплоть до начала XX века держалась на английской сцене.
Герой этой комедии Гарри Дорнтон, легкомысленный светский кутила, узнав о том, что его отцу, банкиру, грозит разорение, неожиданно исправляется. При всем легкомыслии у Гарри доброе сердце, он помогает беднякам, расстраивает махинации корыстолюбивых дельцов, наживающихся с помощью обмана и шантажа, спасает отца от банкротства и т. д. Комедия содержит критику дворянского общества. Но главной темой ее является осуждение власти денег, хотя среди представителей финансового и делового мира автор все же находит отдельных положительных персонажей. Герой комедии — прямой потомок Чарльза Сёрфеса из «Школы злословия» Шеридана. В отличие от своего предшественника он не только жизнелюбив и обладает здоровой натурой, не только разоблачает злодеев, но еще и активен в совершении добрых дел. Это гуманистическое стремление к активному вмешательству в жизнь во имя разрушения зла и утверждения добра составляет главный пафос демократического просветительства Холкрофта. Однако пропаганда передовых идей была для него чрезвычайно затруднена жесточайшей цензурой, введенной в Англии после 1793 года для борьбы против растущих революционных настроений в стране. Даже при постановке «Пути к гибели» в 1792 году Холкрофт не мог прямо высказывать свои взгляды. Поэтому ему пришлось избрать обходный маневр. Перед началом спектакля произносился пролог, в котором говорилось: «Автор взобрался на вершины ораторства и красноречия не потому, что вознамерился использовать их для намеков относительно Польши, Франции или о… революции, утверждая, что француз и поляк, да и вообще каждый человек является нашим братом и что все, даже бедные негры, имеют право быть свободными, так же, как и остальные люди! Настает время, говорит автор, когда свобода сама разольется подобно потоку и распространится повсюду, сметая гордость и достигая самых бедных хижин, рождая на свет довольство, счастье, искусство, науку, ум и гений, оплодотворяя и обновляя старую землю!»