Авель — воплощение покорности
Каина, примирились с изгнанием из рая. Один лишь Каин не может понять, за что его родители и близкие возносят хвалу богу, который лишил их блаженства. Особенно остро встает это противоречие в отношениях между двумя братьями. Авель — воплощение покорности и примирения с судьбой. Он безропотно принимает все тяготы жизни, продолжая возносить мольбы богу. В Каине же пробуждается чувство протеста против рабской покорности богу, в действиях которого он не видит ни благости, ни любви к людям. Каин находит союзника в лице Люцифера, падшего ангела, который также вопреки религиозной традиции представлен Байроном не в отрицательном, а в положительном свете. Люцифер Байрона подобен Прометею. Он восстал против бога, ненавидит его тиранию и полон любви к людям. Родственные души Каина и Люцифера полны ненависти ко всему, что подавляет свободу мысли и ограничивает личность. Люцифер говорит, что бог «родит одно лишь зло», и называет его тираном. Люцифер хотел дать людям «жизнь, и радость, и знание», но бог сбросил его за это с небес. Падший ангел является к Каину, чтобы научить его, как бороться с богом: Сопротивляясь.
Угасить Ничто не может духа, если хочет Дух быть самим собой и средоточьем Всего, что окружает дух; он создан. Чтоб царствовать. Если Манфред пришел к выводу, что знание лишь умножает скорби человечества, то Каин желает, «чтобы знание служило дорогой к счастью». Люцифер видит счастье лишь в борьбе, но Каину доступно и другое счастье — любовь, которой падший ангел не знает. Люцифер поддерживает Каина в его сомнениях относительно всеблагости божества. Он советует ему проверить и испытать, является ли бог началом зла или добра. Таким испытанием становится жертвоприношение. Авель приносит на алтарь заколотого им агнца, Каин — плоды и растения. Терминология Байрона — «политика рая» — не случайна. Через все произведение проходит уподобление бога земным тиранам. Богоборческая драма Байрона была вместе с тем и актом политической борьбы. В период господства Священного союза, когда все силы реакции объединились для восстановления и укрепления феодально-монархических порядков и католической церкви, выступление Байрона против тирании земной и небесной имело ясное для современника политическое значение, что получило отражение не только в опасливых советах друзей Байрона (Вальтера Скотта и Томаса Мура) умерить боевой тон произведения, но и в злобной критике со стороны литера-турных представителей реакции. Будучи попыткой большого социально-философского обобщения, «Каин» отражает как сильные, так и слабые стороны мировоззрения Байрона. Критика «мудрости» божественного провидения не доходит у Байрона до атеистического отрицания религии. Сам поэт признавал, что в этом вопросе он стоит на позициях деизма просветителей. Признавая принцип исторического развития человечества, Байрон вместе с тем не видел перспективы выхода из порочного круга зла и несправедливости, хотя его герой и выражал страстную мечту о счастье человечества. Подобно «Манфреду», «Каин» скорее драматическая поэма, чем драма. Действие «Каина» весьма ограниченно. Главную силу произведения составляют полные глубоких мыслей речи персонажей, написанные могучим байроновским белым стихом, полным энергии, ярких образов, самый ритм которого передавал взволнованность автора. Космическая масштабность драмы хорошо согласовалась с силой титанических страстей Каина и Люцифера.
Это драма великих чувств и больших мыслей, воспевающая стремление человечества к свободе. Вторая мистерия Байрона, «Небо и земля» (1822), не является сюжетным продолжением «Каина», но перекликается с ним в философской проблематике. Как и в «Каине», здесь ставится вопрос о жестокости божественного промысла, обрекающего человечество на бедствия и страдания. Действие мистерии происходит накануне всемирного потопа. Героини драмы, земные женщины Ана и Аголибама, любимы ангелами