Байрон был поэтом демократической оппозиции

Наполеона. Отсюда двойственное отношение Байрона к французской буржуазной революции 1789 года. Он полностью сочувствовал ее антифеодальным и антимонархическим тенденциям, но не мог примириться с новыми формами социально-политического гнета, которые возникли в результате победы буржуазии. Байрон был поэтом той широкой демократической оппозиции феодальному строю, которая развивалась в условиях переходного времени, в период между первым и вторым турами буржуазных революций XVIII— XIX веков. Демократическая оппозиция, к которой примыкал Байрон, включала в себя разнородные социальные элементы — и радикальную буржуазию, стремившуюся уничтожить все пережитки феодализма, и буржуазно-демократические национально-освободительные движения стран, подавленных чужеземным игом, и первые ростки рабочего движения.

Байрон в этом конгломерате сил отнюдь не был на стороне буржуазных элементов, он был в такой же мере противником установления власти крупного капитала, как и власти феодальных лендлордов. Ограниченность и нечеткость положительной программы Байрона объяснялась своеобразием общественно-политических условий, в которых он жил. Зато в критике социальной несправедливости и в гневном осуждении политической реакции Байрон имел мало равных себе в тот период. Его смелая борьба против реакции и сделала его властителем дум передовых людей своего времени. Указанные здесь противоречия мировоззрения Байрона со всей силой сказались в его драматургии. Байрон возродил поэтическую драму, создав произведения, написанные великолепным стихом. Такой драматической мощи и поэзии английская драма не знала со времен Шекспира. Но драматургия Байрона не была реалистической в том смысле, в каком ею была поэтическая драма Возрождения. Драматургия Байрона опиралась на традиции позднего Просвещения. Недаром Байрон чувствовал столь глубокую симпатию к Гёте. Как и послештюрмерская драматургия Гёте и Шиллера, пьесы Байрона принадлежат к драматургии, в которой идейное начало преобладает над реальным. Драмы Байрона отнюдь не были оторваны от современности, они выросли на почве своего времени и были горячим, непосредственным откликом на самые насущные вопросы жизни. Но в них были отражены не реальные жизненные условия начала XIX века, а тот круг идей и эмоций, которые волновали современников.

Двойственность позиции Байрона проявилась в художественной форме его драм в том, что, тяготея к просветительскому классицизму, Байрон-романтик вступал в конфликт с просветительским классицизмом. Поэтому в формальном отношении драмы Байрона резко распадаются на две группы: пьесы, на-писанные по всем правилам классицизма, вплоть до соблюдения единств (итальянские трагедии «Марино Фальеро» и «Двое Фоскари», а также «Сарданапал»), и романтические пьесы («Манфред», мистерии «Каин» и «Небо и земля», «Вернер, или Наследство», «Преображенный урод»). В теории защищая классицизм в драме, на практике Байрон в большинстве случаев отходил от него. Даже драмы, внешне написанные в классицистской манере, были по духу романтическими. Особенности драматургической композиции произведений Байрона определялись этим преобладанием лирического начала. Даже в таких пьесах, как «Марино Фальеро» и «Двое Фоскари», где имеется реальный жизненный сюжет, главное заключается не во внешних перипетиях действия, а в лирических излияниях героев. В полной мере этот принцип господствует в романтических драмах, в центре которых стоит герой, чьи речи выражают мысли и настроения самого автора. Все окружение героя служит лишь возбудителем того лирического настроения, которое преобладает в данной драме. Поэтому не столько драматическое действие, сколько поэтические речи персонажей имеют первенствующее значение в драматургии Байрона. Не только «Манфред» — «драматическая поэма», как определил сам автор жанр произведения, но и остальные пьесы Байрона также являются драматическими поэмами. Первое произведение Байрона в драматической форме, «Манфред» (1817), было написано вскоре после того, как поэт был изгнан из Англии, во время пребывания его в Швейцарии, что получило отражение в картинах альпийской природы, которыми изобилует эта драматическая поэма.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!