Буржуазная монархия Луи-Филиппа
В период Июльской монархии историческая тема проникла и в комедии Скриба. В 1830-е годы Скриб достиг вершины успеха. Он легко примирился с падением Бурбонов, потому что буржуазная монархия Луи-Филиппа в большей степени соответствовала его политическим устремлениям. В первые же годы Июльской монархии, когда во Франции не прекращались республиканские восстания и восстания пролетариата, Скриб завоевал широкое признание буржуазных кругов в правительстве циклом комедий на исторические темы, в которых отрицание революции ловко сочеталось с обличением феодально-абсолютистских начал. Комедия «Бертран и Ратон, или Обезьяна и кот», поставленная в театре Французской Комедии, имела шумный успех и открыла Скрибу дорогу во Французскую Академию.
Конфликт и действие этой пьесы определяются той чисто буржуазной концепцией исторического развития, которая была сформулирована еще в 1800 году Лемерсье в комедии «Пинто, или День загово-ра» и которая легла в основу исторических драм и романов Дюма-отца. Сущность этой теории в том, что великие события порождаются малыми причинами, игрой честолюбий, интригами государственных деятелей. Повествуя о событиях датской истории XVIII века, Скриб насытил пьесу остро злободневными намеками, позволявшими зрителям угадывать в ее персонажах современных политических деятелей — Талейрана, банкира Лаффита и других. Отрицая историческую закономерность революционных движений, Скриб делает народное восстание орудием в руках политического афериста, честолюбивого царедворца Бертрана фон Ранцау, для которого движение масс это только удобный способ осуществления личных честолюбивых помыслов. В качестве приводного ремня, пускающего в ход машину революции, Ранцау использует фабриканта Ратона Буркенстаффа. И глупый богач, возомнивший себя «вождем народа» и мечтающий о политической карьере, покорно проделывает все, что нужно ловкому авантюристу, неизменно при этом оставаясь в дураках.
На примере злополучного Ратона Скриб откровенно советует буржуазии держаться подальше от политической борьбы и довольствоваться существующим. Антиреволюционная позиция Скриба еще ярче раскрывается, когда он изображает народные массы. Он проповедует единство интересов хозяев и рабочих, утверждает, что «добрые мастеровые» нисколько не склонны к революционному действию, что революция — это бунт «черни», провоцируемый ловкими политиканами. Таким образом, в основе пьесы Скриба лежит охранительная, антиреволюционная мысль. Но в то ж время комедия «Бертран и Ратон» не лишена критического начала, она разоблачает политический шантаж сановников, дискредитирует королевскую власть, тем самым выступая против легитимизма. «Исторические» пьесы Скриба менее всего историчны, так как он даже не делает попытки раскрыть истинные движущие силы истории. Он заимствует из истории только имена, костюмы, занимательные детали. Целиком направлена на утверждение скрибовской «философии» истории знаменитая комедия «Стакан воды, или Причины и следствия» (1840). Борьба между двумя политическими противниками — лордом Болингброком и герцогиней Мальборо, которыми движут исключительно личные любовные и честолюбивые помыслы, определяет не только действие пьесы, но судьбы народов и государств. Устами Болингброка Скриб со всей откровенностью излагает свою концепцию общественного развития. «Вы полагаете, вероятно, — говорит Болингброк собеседнице, — что политические катастрофы, революции, падения империй вызываются серьезными, глубокими и важными причинами?.. Ошибка! Герои, великие люди покоряют государства и руководят ими; но сами они, эти великие люди, находятся во власти своих страстей, своих прихотей, своего тщеславия, то есть самых мелких и ничтожных человеческих чувств». Развивая теорию «больших последствий маленьких причин», Болингброк сознается, что он стал министром потому, что умел хорошо танцевать сарабанду, и потерял министерство потому, что у него был насморк. Стакан воды, » поданный по ходу действия королеве Англии, разрушает военные замыслы герцогини Мальборо и приводит к заключению мира между Англией и Францией.