Буржуазный герой Бальзака
В центре пьесы стоит образ крупного спекулянта Меркаде, запутавшегося в биржевой игре и стоящего на пороге банкротства. Действие строится на лихорадочных усилиях Меркаде сохранить состояние, устоять на ногах в том шквале, который обрушивают на него кредиторы. Эти усилия Меркаде, борющегося одновременно со многими противниками, придают действию стремительную напряженность. По своей напористой энергии, по умению быстро ориентироваться в сложнейших обстоятельствах, по неистребимой жизненной стойкости образ Меркаде напоминает Фигаро. Но буржуазный герой Бальзака лишен того протестующего начала и демократизма, которые делали Фигаро выразителем интересов революционного третьего сословия. В образе Меркаде Бальзак показывает хищническую природу победившей буржуазии. В пьесе сталкиваются различные представители финансовой олигархии. И каждый из них, боясь упустить возможность наживы, старается обмануть другого.
В комедии дается галерея великолепно выписанных типов современной буржуазной Франции. Все взаимоотношения, поступки, характеристики действующих лиц Бальзак подчиняет выявлению основной закономерности общественной жизни — «социальному двигателю». Главным героем пьесы являются деньги. Отец в поисках спасения торопится продать дочь знатному бездельнику; женихи ищут в браке только выгодной сделки; друг равнодушно смотрит на гибель друга и готов прийти ему на помощь лишь в том случае, если это принесет барыш. Бальзак показывает разлагающее влияние денег на все виды человеческих отношений. Держа в руках монету в пять франков, Меркаде заявляет: «Вот нынешняя честь!»Погоня за деньгами определяет все поведение Меркаде. В его образе объединены в обобщенном виде черты, характерные для всего лагеря хищников. Меркаде искренне убежден, что никакие бескорыстные человеческие чувства невозможны и только богатство приносит счастье. Наделяя Меркаде трезвым умом и беспредельным цинизмом, Бальзак его устами дает характеристику отношений, царящих в денежном мире: «Теперь, сударыня, все чувства отмирают, их вытесняют деньги… — говорит он жене, — все наши обязанности сводятся к купонам».
Бальзак заставляет Меркаде выступить разоблачителем правящих кругов буржуазного общества: «Сумейте продать известь за сахар, и — если вам удастся при этом разбогатеть, не возбудив жалоб, — вы станете депутатом, пэром Франции или министром». Превосходно проникая в дух эпохи, Меркаде говорит: «Спекуляцию никогда не удастся убить. Я понял дух нашего времени». Но и в этой реалистической острокритической пьесе смягчены конечные выводы. Значительное место отведено в фабуле комедии сентиментально обрисованному образу дочери Меркаде, в которой воплощено идеальное нравственное начало, и жене Меркаде, убеждающей мужа отказаться от биржевых афер. В финале пьесы, нарушая логику развития сюжета, герой решает навсегда отойти от спекуляций, купить землю и «добродетельно» зажить на лоне природы. Последней завершенной пьесой Бальзака была драма «Мачеха», премьера которой состоялась в Историческом театре 25 мая 1848 года, в самый разгар революционных выступлений французского народа. «Мачеха» имела больший успех, чем предыдущие пьесы Бальзака. Это одно из его самых зрелых драматических произведений. Внешне «Мачеха» близка к романтической драме — пьеса строится на любовной интриге, рисует бурные роковые страсти, использует приемы мелодрамы. Но сущность этой драмы иная. Действие «Мачехи» развертывается в пределах одногодома и касается узкого круга семейных отношений — соперничества мачехи и падчерицы,. которые любят одного человека. Но в этой пьесе находит яркое выражение принцип Бальзака — раскрывать через частную жизнь явления эпохальной и социальной значимости.