Цензура свирепствовала

Писатель и драматург БульверЛиттон в предисловии к своим пьесам (1841) жаловался, что он не имел возможности касаться в них не только республиканских, но и вообще мало-мальски серьезных политических идей. Один руководитель театра был привлечен к ответственности только за то, что осмелился представить в цензуру пьесу «непозволительного содержания». Из другой пьесы был вычеркнут такой диалог: «Мери. Золотом ли мерить цену жизни? Джек. Но так говорит закон. Мери. Это не закон бога».

Цензор усмотрел в этом коротком диалоге посягательство на самые основы общества. О нравах пеклись неустанно. Запрещалось всуе поминать имя господне, запрещалось слово «проклятие». Но в то же время поощрялся разнузданный шовинизм. Высмеивались немцы, американцы, французы. Особенно доставалось последним. Пытались доказать, что французская революция произошла не только в результате сочетания определенных политических и экономических условий, которые могут иметь место и в Англии, сколько как следствие неприятных свойств французского национального характера. Публика по-своему реагировала на деятельность цензуры: мгновенно раскупала пьесы, запрещенные к постановке. Усиление цензуры было одним из факторов, которые привели к отрыву литературы, жившей большими идеями современности, от театра. Репертуар театров складывался из так называемой «законной» или «поэтической» драмы (так именовались классические и современные литературные пьесы) и драматургии малых форм. Привилегированные театры имели право ставить любые спектакли. Все остальные могли ставить лишь фарсы, бурлески, пантомимы, музыкальные комедии и т. п. Уродливое разделение современной драматургии на «законную» и «незаконную» получило своеобразное отражение в бурлескной пьесе Джемса Робинсона Планше (1795—1880) «Утренний прием у Драмы, или Взгляд в прошлое» (1838). Действующие лица этой пьесы — аллегорические фигуры: Драмы, Законная драма, Незаконная драма, Успех, Провал и т. п. Драма тяжело больна. Ее двое сыновей — Законная драма и Незаконная драма — постоянно враждуют между собой, отчего и происходит болезнь их родительницы — Драмы. Законная драма расхаживает в римской тоге, говорит напыщенным языком и с пренебрежением относится к своему незаконному брату, обвиняя его в вульгарности. Незаконная драма появляется одетой в костюм, одна половина которого похожа на наряд Арлекина, другая — на одеяние мелодраматического героя. Соперничая друг с другом, братья не прочь кое-чему поучиться один у другого, но толку от этого получается мало. Они вступают в драку, в которой принимают участие театры, поддерживающие ту или иную сторону. Вражда между «законной» и «незаконной» драмой приобрела в первой половине XIX века особую остроту в силу того, что расширившийся круг зрителей требовал увеличения сети театров. В начале XIX века их было уже восемь. Кроме монопольных Ковент-Гардена и Дрюри-Лейна в несколько особом положении находился Хеймаркет, бывший театр Фильдинга. Ему разрешалось в летний сезон, пока были закрыты монопольные театры, повторять их репертуар. Этот театр, однако, не имел собственной труппы и, по существу, оказывался летней площадкой для одного из монопольных театров. Старейшим из остальных театров был Седлерс-Уэллс, существовавший с 1765 года. До 1804 года в его здании устраивались лишь различные эстрадные представления. С 1804 года специальностью этого театра стали так называемые водяные пантомимы, первой из которых была «Осада Гибралтара». Для этого под сценой был сооружен специальный бассейн и пол сцены в нужных местах поднимался.

С 1818 по 1828 год театром руководил знаменитый пантомимический актер Джозеф Гримальди. При нем Седлерс-Уэллс завоевал широкую популярность в Лондоне. С 1806 года начал свое существование и знаменитый впоследствии Олимпик, расположенный в непосредственном соседстве с привилегированными театрами. Этот театр в течение долгого времени не имел определенного репертуара.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!