Черноокая Сусанна
Черноокая Сусанна, героиня старинной английской баллады, становится и героиней Джеральда. Она живет в маленьком домике в приморской деревушке. Она одинока и бедна. Дядябогатей сдал ее мужа, прямодушного и бесстрашного Вильяма, в матросы, а ее грозит выселить из домика, если она не заплатит ему ренту. Вдруг у Сусанны — неожиданная радость. Корабль, на котором служит Вильям, пристает к берегу около их деревушки. Вильям является домой и рассказывает, что во время морского сражения он спас жизнь своему капитану и тот обещал исхлопотать ему в адмиралтействе увольнение с флота. Теперь дядя больше не страшен Сусанне, но у молодых героев появляется новый враг. Капитан Вильяма воспылал страстью к Сусанне и пытается ее соблазнить. Вильям поднимает руку на капитана, и его приговаривают к смертной казни. Но когда Вильям стоит на эшафоте, на сцену врывается раскаявшийся капитан. Он скрыл, что из адмиралтейства давно уже пришел приказ об увольнении Вильяма, и сейчас объявляет, что приговор военного суда не имеет силы.
Вильям при общем ликовании спрыгивает с эшафота. Своей манерой, настроением, обрисовкой характеров «Черноокая Сусанна» несколько напоминает «Рождественские рассказы» Диккенса. Тот же условный мир, в котором сказка похожа на быль, а быль на сказку, те же образы честных бедняков и жестокосердных богачей, то же торжество добрых чувств в конце пьесы. Джеральд не притязает на то, чтобы отразить жизнь в ее действительных формах. И все же пьеса его оказалась много значительнее и правдивее большинства тогдашних мелодрам. Этим она обязана была мужественной манере Джеральда, доподлинному знанию им своих героев, искреннему со-чувствию к ним. После Джеральда английская мелодрама несколько расширяет свою тематику. Этому способствовало, в частности, и то, что монопольные театры, все более заполнявшие свой репертуар мелодрамой, не были связаны необходимостью делать ее музыкальным спектаклем. В конце 1830-х и главным образом в 1840-е годы можно было говорить уже не только о музыкальной мелодраме, но и о драматической пьесе, написанной под влиянием эстетики мелодрамы. Крупнейшим представителем этого направления в английском театре был Бульвер-Литтон. Эдуард Джордж Бульвер-Литтон (1803—-1873) был известным романистом и политическим деятелем. Происходя из аристократической семьи и в течение всей своей жизни оставаясь верным интересам своего класса, Бульвер вместе с тем обладал достаточной политической проницательностью для того, чтобы в период подготовки парламентской реформы 1832 года выступить ее сторонником. В своих речах и произведениях этого периода он обрушивался на тех представителей аристократии, которые не желали приспосабливаться ко времени и обстоятельствам и не понимали, что вернейший способ сохранить за аристократией политическое и общественное влияние состоит в том, чтобы поступиться частью обветшалых привилегий, поделиться властью с буржуазией и тем самым обеспечить себе ее поддержку перед лицом народных масс. Когда Бульвер убедился, что политический компромисс 1832 года достиг своих целей, он вышел из либеральной партии и некоторое время спустя стал министром колоний в консервативном кабинете лорда Дерби. Получив титул лорда, Бульвер отошел от активной политической деятельности. Большая заинтересованность Бульвера общественными и политическими проблемами сыграла благотворную роль в его драматургическом творчестве.
При всей своей склонности к компромиссным решениям, при тенденциозности своих политических установок, при том, что ему приходилось считаться с театральной цензурой, Булывер все же был единственным крупным писателем, который сумел утвердиться на театральных подмостках. Ему удалось расширить социальную тематику театра того времени, коснуться насущных проблем эпохи.