Дебюро отказаться от мысли расширить свою аудиторию
Высокого драматизма и почти философского обобщения темы Дебюро достиг в пантомиме ««Продавец одежды» (1842). В этом спектакле голодный, безработный, не имеющий пристанища и к тому же дерзнувший влюбиться в красавицу герцогиню Пьеро убивал продавца одежды ради кражи костюма, необходимого ему, чтобы попасть в высший свет. И вся пантомима превращалась в историю душевных терзаний Пьеро, преследуемого своей совестью.
Призрак убитого представал перед ним в моменты наивысших взлетов его великосветских успехов и страшным, замогильным голосом произносил: «Продавец одежды!»Это была единственная пантомима, заканчивающаяся гибелью Пьеро. Вероятно, именно потому сам Дебюро не любил и недолго играл ее. Ему была ближе тема побеждающего героя. Но с чуткостью огромного художника, преодолевая нелепость ситуаций и наивность сюжетной схемы, Дебюро вступил в этой пантомиме на путь больших типических обобщений. Сближаясь с передовой литературой Франции, он рассказал в этой пантомиме о страшной судьбе человека в мире, построенном на социальном неравенстве, об обстоятельствах буржуазного мира, порождающих преступность, о недостижимости счастья для бедняка. За фарсовой маской нелепого и забавного шута проступала тема трагической неустроенности бедняка в мире несправедливых, бесчеловечных отношений. Не случайно в многочисленных работах о Чарли Чаплине возникает имя Дебюро как предшественника великого певца «маленького человека». Мешая воедино смех и слезы, эксцентрику и трагизм, цирковой трюк и человеческую правду, Дебюро прошел в своем творчестве путь от самодовлеющего комизма фарсовой буффонады к гуманистической и социальной теме. Уже в 1830-е годы о нем много писали. Имя его пользовалось широкой известностью. В театр Фюнамбюль приходили крупнейшие деятели литературы и театра. Замечательным искусством народного актера восхищались не только Нодье, Жанен, Готье, но и Жорж Санд, Бальзак, Делакруа, Фредерик-Леметр. И все же «светский» зритель по-прежнему не знал Дебюро. В 1832 году произошел случай, навсегда заставивший Дебюро отказаться от мысли расширить свою аудиторию за счет представителей высших классов.
Его пригласили принять участие в бенефисном спектакле в Пале-Рояле, где рядом с актерами театра Фюнамбюль выступали актеры театров Жимназ и Французской Комедии. И Дебюро потерпел полнейшую неудачу. Буржуазно-аристократический зритель не понял его искусства. Этот непривычный провал тяжело переживался актером. Он поклялся никогда больше не выступать перед чуждым ему зрителем. Два года спустя Дебюро пригласили в качестве первого мимиста в театр Гранд Опера. Но он категорически отказался от почетного и выгодного предложения. «Я хорош только на бульваре,— ответил актер. — Мне нужна моя публика в блузах. Я рожден для нее и умру с ней». С начала 1840-х годов здоровье Дебюро пошатнулось. Перегруженный непосильной работой (театр давал до семи-восьми сеансов в день), никогда не отдыхавший, актер все чаще стал болеть. В 1846 году он умер от приступа астмы. Похороны его собрали множество людей. Жители Парижа провожали своего любимца, великого актера, отдавшего всю жизнь служению делу народного театра.
После смерти Дебюро пантомима приходит в упадок. Сын Дебюро Шарль и Поль Легран, оба исполнявшие,роль Пьеро, стремились продолжать традиции великого Дебюро. Но они работали уже во второй половине XIX века, когда в условиях наступления буржуазной идеологии и краха демократических иллюзий пантомима насыщается эстетскими тенденциями и теряет свой жизнеутверждающий оптимизм. Пьеро — меланхолик, Пьеро — страдающий любовник заменяет прежнего Пьеро — неунывающего неудачника. Но искусство Дебюро не исчезло. Пантомима находила своих продолжателей во Франции в течение всех лет, прошедших со дня смерти Дебюро. И в настоящее время ряд деятелей французской сцены, и прежде всего выдающийся мимический актер Марсель Марсо, стремятся продолжать дело Дебюро, развивать его традиции, оживляя их дыханием современности.