Демократические и республиканские черты

Сын архитектора, Леметр рано потерял отца и в поисках работы с шестнадцати лет начал выступать в бульварных театрах Парижа. Он работал на французской сцене шестьдесят лет. Его творчество оплодотворялось настроениями народной борьбы против Реставрации и Июльской монархии, революционными выступлениями 1830-х годов, революцией 1848 года. Демократические и республиканские черты мировоззрения Леметра наполнили его творчество острым критическим содержанием.

Его понимание жизни было более конкретным, чем у Бокажа, и критическое разоблачение существующей действительности в его искусстве не ограничивалось романтическим бунтом. Став на путь обличения, стремясь к подлинному актерскому переживанию, к психологической индивидуализации образа, к выявлению бытовой и социальной характерности в облике и поведении персонажа, Леметр в лучших своих созданиях поднимался до высоты критического реализма.

Вместе с Мари Дорваль и Бокажем Леметр выступил реформатором французского театра, так же как его прославленные партнеры, преодолев абстрактно идеализирующий, рационалистический творческий метод классицистских актеров и отбросив тяжелый груз обветшавших канонов. Начав свой творческий путь в 1816 году в театре пантомимы, Леметр прошел затем курс обучения в драматическом классе консерватории и стал актером театра Одеон. Но привилегированный театр с его классицистским репертуаром ограничивал творческие возможности молодого актера. Устав играть бесцветные роли наперсников, Леметр перешел на бульвары, где в театрах Амбигю-Комик, Порт-Сен-Мартен и других прошла вся его сценическая жизнь. С самого начала он поразил своей творческой разносторонностью. Актер перевоплощения, Леметр сломал все привычные представления об амплуа. Он играл во всех жанрах — от трагедии до водевиля, от высокой романтической драмы до буффонного фарса. Крупнейшим актером Леметра сделала прежде всего идейная глубина и целеустремленность его творчества. Хотя Леметр реже прибегал к открытым политическим манифестациям, обличительная мысль звучала в его искусстве глубже, чем у Бокажа.

Кроме общей для этих двух актеров темы романтической личности — носительницы бунтарской революционности Леметр с огромной силой нес тему сатирического разоблачения буржуазного общества и во многих ролях воплотил образ простого человека из народа, раскрывая в нем не только моральное благородство, но и стойкость, мужество, способность к борьбе. Все эти стороны творчества Леметра выявились уже в период Реставрации, хотя для этого времени характерна еще незрелость, стихийность его протестующей мысли. Первой новой ролью, сыгранной им в театре Амбигю-Комик, куда он перешел из Одеона в 1823 году, была роль беглого каторжника Робера Макера в мелодраме Антье, Сент-Амина и Полианта «Постоялый двор Адре». Леметр превратил ходульного злодея мелодрамы в эксцентрический образ «денди каторги». Этот элегантный оборванец до упаду потешал зрителей не только удивительной экстравагантностью своих манер и костюмов, но и тем, что он водил за нос жандармов и в потоке его острот мелькали прямые выпады против представителей власти Бурбонов. Но пародийная заостренность образа была направлена преимущественно на чисто художественные цели. Леметр пародировал рутинные, «академические» театральные приемы, издевался над мелодраматизмом ситуации. Именно в этой роли Леметр впервые вывел на сцену «лохмотья», решительно перешагнув рамки какой бы то ни было сословной градации жанров. И хотя этот великолепный по мастерству сценический этюд еще не имел большой сатирической цели, власти вскоре запретили его. Уже в этой роли Леметр вступил на путь поисков неповторимого своеобразия сценического образа. Когда от эксцентрики он пришел к социальному обоснованию характера, он сделал первый шаг в сторону критического реализма.

В 1827 году Леметр вместе с Дорваль выступил в мелодраме Дюканжа «Тридцать лет, или Жизнь игрока».

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!