Демократическое происхождение новой знати
В комедии изображена эпоха рождения буржуазного общества, для появления которого на свет, как писал К. Маркс, «понадобились героизм, самопожертвование, террор, гражданская война и битвы народов» Но Сарду видит в этой эпохе иное — неограниченные возможности, которые открываются перед предприимчивым, и умным человеком. Падение феодальной монархии, революция, наполеоновские войны — все это нужно было лишь для того, чтобы место старой знати заняла более достойная аристократия — буржуазная. Сарду показывает демократическое происхождение новой знати, в прошлом торговцев, парикмахеров, трактирщиков, прачек и солдат — людей, которые по праву гордятся тем, что являются «не потомками, а предками». Логика сюжета и тирады героев должны убедить публику, что в судьбе главных персонажей комедии воплощается лежащий в основе буржуазного порядка принцип социальной справедливости, который открывает перед каждым человеком из народа путь к богатству и знатности. Снимая героическую тему изображаемой эпохи, Сарду соответственно в комедийно-бытовом плане трактует и образы исторических лиц, что делает их более близкими и понятными буржуазному зрителю.
Так, даже Наполеона, чей образ был для многих поколений французов символом славы и величия страны, Сарду превращает в действующее лицо комедии, в буржуа, сделавшего хорошую карьеру. Играя на интересе публики к частной жизни великих людей, Сарду сообщает, что Наполеон в молодости носил штопаное белье и мечтал стать владельцем мебельной лавки, а став императором, не оставил скверной привычки неприлично ругаться, был скуповат и не любил платить долгов. В погоне за эффектными сюжетами Сарду обращался к различным историческим эпохам. Им были написаны пьесы из истории России — «Федора» (1882), Византии — «Теодора» (1884), из времен французской революции — «Термидор» (1891), Испании XVI века — «Колдунья» (1903) и другие. Написанная в угоду буржуазной публике, драма «Термидор» представляла собой клевету на французскую революцию и якобинцев. Постановка «Термидора» вызвала такое возмущение в демократических кругах, что даже реакционное правительство Третьей республики вынуждено было снять пьесу с репертуара. Отыскивая занимательные сюжеты, способные принести пьесе успех у публики, Сарду не остановился перед переделкой «Дон-Кихота» Сервантеса в пустой фарс. Искажая «Дон-Кихота», Сарду, по его словам, преследовал цель «заставить посмеяться самых серьезных, неприступных буржуа». Взяв из романа «несколько выгодных в сценическом отношении эпизодов» и представив их «в целом ряде забавных картин», Сарду отказался от передачи идеи романа, заявив, что его не интересует «скучная философская сторона произведения Сервантеса».
Произведения этих драматургов Салтыков-Щедрин рассматривает «как порождение известного жизненного строя». Писателей, которые при Наполеоне III «смело» нападали на республиканцев и защищали буржуазный порядок и режим Второй империи, Салтыков-Щедрин назвал «драматургами-паразитами». В современной Франции «паразитство» проникло «и в сферу искусства, — пишет великий русский сатирик. — Оно явилось туда не в виде сатиры, бичующей общественные или людские пороки, не в виде плача над гибнущим обществом, не в виде крика в пользу угнетенного и забытого добра, но в виде безусловного дифирамба грубой силе, в виде оскорбления, брошенного не могущим защищаться побежденным» Салтыков-Щедрин не утверждает, что все эти писатели беспринципные люди, готовые продать свои убеждения и свое перо тем, кто стоит у власти. Он пишет, что среди них могут быть «и те, которые действительно посвящают себя исключительному служению стране». Но сущность явления не меняется, выступает ли писатель как «рыцарь индустрии», то есть аферист, отдающий свое перо тому, кто больше заплатит, или делает то же по искреннему побуждению.