Драматург создал образ
Обличению стяжательства и «нечестных» способов обогащения посвящена комедия «Господин Герен» (1864). Это одна из самых больших удач Ожье. В этой пьесе драматург создал жизненно убедительный и типичный образ очень умного, жадного и лицемерного хищника. Герой комедии — провинциальный нотариус метр Герен, который, пользуясь своим положением, обходя законы, обманывает доверяющих ему людей, ловко обделывает свои дела и добывает себе миллионное состояние. Французский критик Жюль Леметр писал: «Пронырливый, скрытный, порою с порывами благодушия, жадный, энергичный, честолюбивый, тиран в домашнем быту, весельчак с оттенком свободомыслия и вместе с тем склонный к резонерству… Герен представитель целой плеяды нотариусов и буржуа в нашей благодатной Франции и, если угодно, представитель породы хищников и кулаков перед лицом мечтателей и одураченных ими жертв».
Реалистичность и убедительность комедии сильно ослаблена традиционно моралистическим финалом, когда Герен подвергается осуждению со стороны добродетельных персонажей, в которых находят свое воплощение положительные идеалы автора. Для характеристики политических позиций Ожье интересна комедия «Сын Жибуайе». Это злой политический памфлет, направленный против партий, находящихся в оппозиции к режиму Второй империи, хотя и стоящих на резко различных политических платформах: демократов-республиканцев и легитимистовклерикалов, сторонников власти «законной» династии Бурбонов и церкви. Ожье стремится всячески скомпрометировать демократов в глазах буржуазной публики. Он пытается показать их как ловких политических дельцов, которые ради достижения своих темных целей легко блокируются с самыми реакционными силами, стремящимися к восстановлению дореволюционного, старого порядка, при котором «третье сословие» было лишено всех прав. Деятели обоих направлений в пьесе показаны беспринципными политиканами, скрывающими за возвышенными фразами свои корыстолюбивые помыслы. Потерпевшее духовное крушение клерикально-аристократическое движение не может выделить из своей среды талантливых деятелей.
Один из руководителей клерикалов, маркиз дОберив, решает воспользоваться услугами Жибуайе, талантливого, но беспринципного журналиста. По словам восхищенного маркиза, Жибуайе имеет «дьявольское перо, полное яда и цинизма, которое обдает слюной и грязью. Этот молодец способен за гроши осыпать эпиграммами своего отца, а за пять лишних франков растереть его в порошок и съесть». Клерикалы втягивают в свои интриги также разбогатевшего буржуа Марешаля, бывшего сторонника демократии, теперь мечтающего войти в аристократические круги. По определению маркиза, Марешаль — это крупная буржуазия, возненавидевшая революцию «с тех пор, как ей нечего больше от нее ждать». Для аристократов Марешаль нужный, но временный союзник. «Покроем почетом и славой этих драгоценных союзников, пока не настанет день нашего триумфа, — тогда мы отошлем их назад — на мельницу»,— говорит дОберив. Марешаль должен выступить в палате с обличительной речью, направленной против университета как очага революционной заразы. Текст этой речи пишет по заказу клерикалов Жибуайе, незадолго до этого выступавший как демократ. Тщеславный буржуа уже заранее упивается шумным успехом своего выступления, но клерикалы внезапно поручают это выступление другому. Марешаль, обиженный аристократами, вновь становится «демократом» и произносит в палате речь против клерикалов, написанную для него сыном Жибуайе. Смелость, с которой обычно очень осторожный и умеренный в выражении политических взглядов Ожье позволяет себе осмеивать демократов и легитимистов, объясняется тем, что он нападает здесь на побежденные и гонимые правительством Второй империи политические партии.