Драматургия санкюлотов
В санкюлотских водевилях наряду с серьезной темой и песнями, воспевающими мужество и патриотизм народа, сохранился и специфический для водевиля культ шутки, смеха, забавы. Куплет не потерял своей проказливой насмешливости, но балагурство его направляется теперь либо против врагов революции, либо на разоблачение старых, отживший явлений быта и общественной жизни. После завершения революции изменится и водевиль, который станет в XIX веке типичным жанром буржуазного развлекательного театра. Но в период якобинской диктатуры водевиль входил в круг тех злободневных, политически острых «пьес на случай», которые определяли репертуар санкюлотского театра.
Драматургия санкюлотов — наиболее существенное завоевание театра французской революции. Это плебейская драматургия, вставшая на вооружение народа в его борьбе за углубление революции и ликвидацию контрреволюции. Репертуар якобинского периода чрезвычайно разнообразен по жанрам и тематике, но основная масса его едина в своей идеологической устремленности. Пьесы 1793—1794 годов насыщены духом республиканской непримиримости ко всем врагам революции. Они разоблачают королей, аристократов, попов, они выражают ненависть народных масс к спекулятивной буржуазии, отчетливо намечают конфликт между богатыми и бедными, предельно заостряют антицерковную тематику. И в то же время они прославляют патриотизм и массовый героизм народа, защищающего революционную родину от интервентов и контрреволюционных мятежников. В якобинской драматургии отразилось основное противоречие идеологии якобинцев, историческая ограниченность сознания революционеров 1793—1794 годов. Даже самые смелые пьесы этих лет никогда не ставят вопроса об уничтожении частной собственности и почти никогда не поднимаются до атеизма. Но основная идейная устремленность театра санкюлотов подчинена революционно-демократической мысли. В драматургии якобинского периода представлены пьесы всех жанров. Открытая тенденциозность придавала трагедиям, комедиям, мелодрамам этого времени подчеркнуто публицистический характер. Но наиболее типичны для якобинского театра не эти жанры. У писателей якобинского периода не было времени для создания больших литературных полотен. Напряженная политическая жизнь ежедневно предъявляла новые требования, ставила новые задачи.
Искусство должно было немедленно включиться в пропагандистскую и агитационную работу, призывать к подвигу, бичевать врагов. Поэтому пьесы, броские, как лозунг, агитационно-призывные, как плакат, заняли, ведущее место в репертуаре. Политические обозрения, памфлетно-разоблачительные политические фарсы, аллегорические пьесы-оратории, прославляющие республику, разум, свободу и равенство, оттеснили пьесы другого типа. Характерный образец драматургии такого рода политический фарс «Страшный суд над королями» (1793). Автор этой пьесы Сильвен-Марешаль (1750—1803)—публицист, философ и драматург, который в своей политической деятельности примыкал к левым якобинцам; впоследствии он стал одним из ведущих участников «заговора равных» Бабефа (1796), стремившегося революционным путем уничтожить частную собственность. До революции он выступил как воинствующий безбожник (один из его антирелигиозных трактатов был сожжен, автор же отправлен в тюрьму). Поставленный им в 1794 году оперный апофеоз «Празднество Разума» был запрещен якобинской цензурой за чересчур откровенное проявление антирелигиозных взглядов. Издавая пьесу «Страшный суд над королями», Сильвен-Марешаль предпослал ей обращение к зрителям, в котором заявлял о своей ненависти к «господам, королям и их дворцовым прислужникам» и объяснил карикатурно-шаржированную форму своей пьесы стремлением «выставить их на народное осмеяние». Политический фарс Сильвена-Марешаля — это острый боевой памфлет, насыщенный беспощадной антимонархической идейностью. Действие пьесы происходит на отдаленном вулканическом острове, где уже двадцать лет живет Старец — изгнанник-француз, жертва королевского произвола. На этот остров санкюлоты всех наций Европы привозят свергнутых королей, характеризуя их как «мерзких и гнусных трутней», «чванливых и бесполезных паразитов». Выясняется, что по примеру Франции восстала вся Европа и все народы провоз-гласили республику.