ДРАМАТУРГИЯ

Драматургия Америки и в XIX веке продолжает очень сильно отставать от литературы, достигшей в это время уже больших художественных высот. Крупнейшие писатели Соединенных Штатов не были связаны с театральной практикой. Характерный для буржуазных стран разрыв между театром и литературой здесь осуществился с особой остротой.

Пьесы Коцебу, французские и английские мелодрамы заполняли репертуар американских театров и служили американским драматургам примером для подражания. Национальная тематика, отражение живой жизни своей страны занимали в их творчестве незначительное место. Некоторое расширение национальной проблематики началось в конце 1820-х — начале 1830-х годов вместе с проникновением в драматургию романтических мотивов. Но, стремясь уйти от «прозаизма» американской капиталистической действительности, драматурги-романтики чаще всего давали либо поверхностное негативное изображение ее «непоэтичности», либо показывали жизнь иных эпох и стран, обращались к фантастике и поэтическим вымыслам. ч

Драматурги-романтики были объединены в филадельфийской школе, получившей это название по месту жительства представителей этой школы — городу Филадельфии. «Уходите как можно дальше от своего века» — таков был основной лозунг филадельфийской школы, сформулированный ее главой Джорджем Генри Бокером (1828—1890). И все же в американской драматургии нашли выражение передовые общественные устремления.

Наиболее прогрессивные тенденции американского романтизма возникли под влиянием зреющего внутри страны аболиционистского движения, под воздействием греческой революции 1820-х годов, Июльской революции во Франции 1830 года и восстания Южной Америки против владычества Испании. Представители этого прогрессивного романтизма прославляли в своих произведениях деяния борцов за свободу.

Одним из первых драматургов XIX века в Соединенных Штатах был Роберт Монтгомери Берд (1806—1854), трагедия которого «Гладиатор» (1831) надолго вошла в репертуар американского театра. Разработанная Бердом тема восстания Спартака явилась живым откликом на усиливающееся аболи-ционистское движение. Образ Спартака непосредственно ассоциировался в сознании американского зрителя с такими мужественными борцами за освобождение негров, как Джон Браун и другие герои американского народа, которые вставали на путь индивидуальной борьбы против рабства. Автор создал яркий образ Спартака, вождя первого в.истории освободительного движения, который возглавил борьбу рабов и крестьян против рабовладельческого Рима. Спартак сталкивается со значительно превосходящими силами противника. Временные победы сменяются поражением его войск, но ничто не может сло-мить мужество Спартака и его стремление к свободе. Врагам так и не удается захватить его в плен. Величие этого пламенного и неустрашимого борца за свободу вызывает восхищение даже у его противников. Римский полководец Красс приказывает похоронить умершего от ран Спартака с величайшими почестями.

Пьеса эта имела огромный успех у зрителей. Впервые поставленная в сентябре 1831 года, она к 1853 году выдержала тысячу представлений.

Свободолюбивыми мотивами проникнута и трагедия Берда «Оралусса» (1832), посвященная борьбе перуанцев с испанским конкистадором Писарро в XVI веке. В центре пьесы стоит образ народного героя Оралуссы, воплощающий стремление народа Перу к освобождению. Однако автор проявил чрезмерное увлечение «местным колоритом» и, в частности, изображением экзотическом природы, которое несколько оттесняет основную тираноборческую тему пьесы. В целом «Оралусса» значительно слабее «Гладиатора». В репертуаре она удержалась лишь благодаря блестящему исполнению центральной роли Эдвином Форрестом, одним из виднейших американских актеров той поры. Это же обстоятельство определило и судьбу пьесы Джона Стоуна «Метамора» (впервые поставлена в 1829 году), героем которой является смелый, благородный индеец; он погибает в схватке с белыми, отстаивая свою свободу и честь своей жены.

Названные пьесы образуют левое крыло романтической драматургии США, в которой просветительская тема «естественного человека», носителя высокого нравственного идеала, дана в ее революционно-героическом и национально-освободительном варианте.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!