Дюма изживает демократические тенденции
После революции 1848 года Дюма становится выразителем наступившей буржуазной реакции. Он окончательно теряет свои либеральные иллюзии, а вместе с ними тот оптимизм, который звучал в его произведениях 1840-х годов. Во всех созданных им в этот период произведениях проявляется пессимистическая концепция жизни, пристрастие к мрачным сюжетам, пронизанным мистическим ощущением рока. Дюма изживает демократические тенденции, характерные для его лучших пьес, и в то же время отказывается от излюбленного им образа ловкого, энергичного, побеждающего в борьбе героя.
Показательна для идейно-художественной деградации Дюма пьеса «Граф Герман» (1849). Она строится на противопоставлении двух центральных образов: аристократа-миллионера графа Германа, олицетворяющего идеал христианского всепрощения, и врача-плебея Фрица Штюрлера, циника и атеиста, попирающего в погоне за богатством все нравственные устои, Драма завершается моральным торжеством графа и гибелью атеиста Фрица, который перед смертью отрекается от своих заблуждений и обращается к небесам с мольбой о прощении. Эта насквозь реакционная проблематика облечена в форму безвкусной слезливой мелодрамы. Так идейная деградация Дюма, типичная для всей буржуазной культуры после революции 1848 года, привела его к полному творческому упадку. В историю французского театра Дюма вошел своими ранними пьесами, отразившими прогрессивно романтические искания конца 20-х и первой половины 30-х годов XIX века. Особое место среди романтиков 1830-х годов занимал Мюссе. Он подвергал их идейно-художественные позиции едкой критике и решительно отгораживался от связей с определенными литературными течениями. Альфред де Мюссе (1810—1857) происходил из дворянской семьи, стоявшей в стороне от политической борьбы эпохи.
Получив образование в Париже в аристократическом коллеже, он еще мальчиком был введен в дом Гюго, где познакомился с ведущими представителями передовой литературы и испытал влияние руководимого Гюго прогрессивно романтического кружка «Сенакль». Первый сборник стихов Мюссе («Итальянские и испанские повести», 1829), в который входила и пьеса «Каштаны из огня», был проникнут бунтарским пафосом, направленным против обветшалых литературных канонов, против отвлеченного идеализма реакционно-романтической поэзии. В яркой красочности и «живости необыкновенной» (Пушкин) юношеских созданий Мюссе была жизнеутверждающая сила, противостоящая мистическим устремлениям консервативного романтизма. Неудержимая бурность страстей, которыми охвачены герои Мюссе, была выражением восстания молодого романтика против серой обыденности буржуазной действительности. Многое в этом первом сборнике близко к прогрессивно романтической литературе эпохи. Уже в эту пору виртуозно владея стихом, Мюссе насмешливо и озорно нарушает все законы «правильного» стихосложения, играя рифмами и размерами. Следуя требованиям Гюго, он отказывается от архаизированной речи классицистских поэтов, от их торжественного тона, от перифраз, метафор и мифологических образов. Простота языка, разговорность интонаций, расширение поэтической лексики ского лагеря приблизить литературу романтиков демократичеобъединяют Мюссе со стремлениями к народу, сделать ее живой и современной. «Романтичны» были и неистовые страсти и бунтарский дух героев Мюссе. И все же уже в ранних произведениях Мюссе намечаются черты, отличающие его от романтиков группы «Сенакль». По самому складу своего ума — иронического и недоверчивого — Мюссе был лишен склонности к восторженности и утопизму. Рисуя героев, охваченных неудержимыми страстями, Мюссе даже в этих юношеских произведениях настороженно относится к романтическому культу исключительной личности, способной своим подвигом перестроить мир. Изображая идеально прекрасные, высокие, «неземные» чувства, уносящие героев за пределы обыденности, Мюссе неожиданно вносит ноту сомнения в поток пламенных излияний, и эта скептическая усмешка, столь чуждая страстной патетике Гюго, придает особый характер искусству его молодого соратника.