Дюма обращается к национальной истории XVI века

После нескольких мелких литературных опытов он ставит в театре Французской Комедии драму «Генрих III и его двор» (1829), которая сразу приносит ему широкую известность. Дюма обращается здесь к национальной истории XVI века, рисует кровавые преступления знати и произвол Католической лиги, тем самым выступая против идеализации феодального прошлого реакционными романтиками. Увлеченный новаторской программой Гюго («Предисловие к «Кромвелю»), он пытается создать новый тип национально-исторической драмы. Но историзм Дюма ограничен чисто внешним воспроизведением местного колорита, многочисленными архаизмами, деталями быта эпохи, почерпнутыми из старинных хроник и мемуаров. Рисуя в драме столкновение исторических лиц (Екатерины Медичи, герцога Гиза и короля Генриха III), Дюма не связывает их личные судьбы и их борьбу за власть с социальными движениями эпохи. Политическая линия пьесы, так же как и ее любовная интрига, подчинена задаче создания занимательного сюжета, увлекавшего зрителя мелодраматической яркостью страстей, атмосферой таинственности, эффектными неожиданностями. Но при всей расплывчатости идейно-политических позиций автора постановка «Генриха III» в 1829 году все же проложила путь романтической драме на французскую сцену. Июльская революция, в которой Дюма принял непосредственное участие, способствовала росту его оппозиционных настроений.

В начале 1830-х годов Дюма становится одним из ведущих драматургов прогрессивного романтического Хагеря. Бурным событием театральной жизни этого времени стала постановка в театре Порт-Сен-Мартен драмы Дюма «Антони» (1831). Широкий резонанс «Антони» объясняется прежде всего тем, что эта пьеса явилась в какой-то мере выражением протеста против общества Июльской монархии и отразила глубокое разочарование мелкобуржуазной демократии в результатах революции 1830 года. Дюма дал в «Антони» первый образец романтической драмы, построенной на материале современной французской действительности. Пьеса рисует историю трагической любви юноши Антони и замужней женщины Адель д’Эрве. Не без влияния романтической драмы ГюГо («Марьон Делорм») Дюма делает центральным героем незаконнорожденного Антони, которого он противопоставляет великосветскому обществу. Но, лишая этот образ всякой социальной конкретности, Дюма не интересуется реальным жизненным положением своего героя и сводит конфликт драмы к чисто моральному столкновению. И все же эта пьеса, лишенная большого общественного содержания, имела огромный успех у демократического зрителя. Образ Адели д’Эрве, задыхающейся в атмосфере пошлости и лицемерия презирающего и оскорбляющего ее высшего света, привлекал глубокой человечностью. Больше всего взволновало зрителя бунтарство Антони, его неистовая ненависть к царящей вокруг него фальши, его непримиримость к ханжеской морали светского общества. Этот образ романтического героя с присущей ему страстной экзальтацией оказался особенно близким прогрессивным общественным кругам в условиях революционного подъема начала 1830-х годов. 1831 год стал вершиной творческого подъема Дюма.

10 декабря этого года в театре Порт-Сен-Мартен состоялась премьера его лучшей пьесы — «Ричард Дарлингтон». Эта драма выгодно отличается от предыдущих пьес Дюма социальной заостренностью ее сюжета. Рисуя картину выборов в небольшом английском городке с подкупом, шантажом, драками, показывая внутри парламентскую беспринципную борьбу, создавая галерею образов карьеристов и стяжателей, Дюма убедительно изображает развращенность буржуазных политических нравов. Герой драмы, честолюбец Ричард Дарлингтон, начав политическую карьеру в качестве лидера демократии, дает себя подкупить правящей верхушке, продает свои убеждения во имя богатства и власти и в финале закономерно приходит к преступлению.

Подчеркивая социальный смысл эволюции характера Ричарда, Дюма показывает, что процесс восхождения героя по общественной лестнице влечет за собой моральный распад его личности. Все это усилило критическую остроту драмы, сделало ее созвучной оппозиционным настроениям передовых кругов и позволило исполнителю роли Ричарда Фредерику-Леметру создать образ большой обобщающей силы.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!