Дюма рисует Кина актером
В «Кине» находит выражение типичная для романтизма идеалистическая концепция художественного творчества, доведенная у Дюма до крайнего субъективизма. Отрицая логическое начало в искусстве, Дюма рисует Кина актером, подвластным одной интуиции и отрешенным от реальной жизни, причем оправдывает анархическое нарушение гением всех этических и художественных норм. Созданная в драме Дюма легенда о Кине оказала вредное влияние на многих актеров, породив немалое количество «беспутных гениев», отрицающих школу и мастерство и видящих секрет гениальности лишь в откровениях творческой интуиции. В своих произведениях 1840-х годов Дюма встает на путь примирения с действительностью; он проповедует идею классового мира и отказывается от тех» бунтарских настроений, которые звучали в его творчестве 1830-х годов. Он создает в эти годы ряд исторических романов («Три мушкетера», 1844; «Граф Монте-Кристо», 1841—1845; «Королева Марго», 1845, И другие), в которых ясно проявился идейный кризис, характерный для буржуазной исторической мысли этого времени. Романы Дюма привлекли внимание широкого читателя занимательностью сюжета, мастерством ведения повествования и главным образом тем, что положительными героями их всегда являются благородные, жизнерадостные, мужественные люди, преодолевающие все препятствия. Но при всех этих качествах в романах Дюма нет подлинного историзма; он не раскрывает здесь социально-исторические закономерности, отводит решающую роль случаю и, утверждая идею социальной гармонии, видит источник зла лишь в злой воле отдельных отрицательных персонажей. Веря в нерушимость буржуазных устоев, Дюма сохраняет в начале 1840-х годов жизнерадостное мироощущение, неизменно завершая свои произведения победой доброго начала. Успех романов толкнул Дюма на их инсценировку. В 1845 году в театре Амбигю-Комик была поставлена пьеса «Три мушкетера».
В 1847 году Дюма организует специально для постановки своих драматических произведений Исторический театр, просуществовавший до конца 1850 года. Театр открылся инсценировкой романа «Королева Марго». Из семи пьес, поставленных в течение первого сезона, шесть принадлежали перу Дюма (среди них — инсценировки романов «Кавалер Красного дома», «Граф Монте-Кристо» и другие). Это были зрелищные спектакли, увлекавшие мелодраматической авантюрностью сюжетов, пышными декорациями, техническим блеском актерского исполнения. Но эта внешняя яркость уводила зрителя от острых противоречий социальной жизни предреволюционной Франции. В условиях непосредственной подготовки революции 1848 года в творчестве Дюма усиливаются буржуазно-охранительные тенденции. Очень показательна инсценировка романа «Кавалер Красного дома», резко антиреволюционная и роялистская по своей направленности. А. И. Герцен писал об этом спектакле: «Вторую половину сорок седьмого года давали ежедневно «Le Chevalier de Maison Rouge» Дюма; я уродливее и глупее пьесы не видел, прибавьте еще, что она писана в самом раболепном духе… »Февральская революция 1848 года закономерно привела Исторический театр Дюма к краху.
Революционный зритель перестал посещать эффектные «костюмные» мелодрамы, ничего общего не имевшие с современностью. Антинародные позиции театра особенно обнажились после июньских дней 1848 года. В октябре 1848 года Дюма ставит в Историческом театре мелодраму «Катилина». В пьесе проявилась идейная беспринципность Дюма, видящего в политической борьбе лишь столкновение эгоистических честолюбивых интересов и насыщающего свою драму дешевыми намеками на современных общественных деятелей. Изображая восстание как результат демагогической деятельности ловких политиканов, Дюма утверждает неизбежность подавления всякого народного движения. Герцен, посетивший один из первых спектаклей «Катилины», с возмущением говорил о спекуляции Дюма на волнующих зрителя ассоциациях с только что пережитыми революционными боями.