Эдвин Форрест
Суровая школа жизни бродячего актера многому научила Форреста. Вступив на подмостки юношей, он за несколько лет превратился в зрелого художника, накопившего большой жизненный опыт и знания. Разъезжая по стране, Форрест не только играл для простых людей, но и близко общался с ними. Один из его друзей, индеец Пуш-ма-та, первый подал Форресту мысль сыграть роль своего одноплеменника Метаморы в трагедии Джона Стоуна — роль, впоследствии принесшую актеру неувядаемую славу.
Форрест приобрел широкую известность не только в США, но и в Англии, где он гастролировал дважды, в 1836 и в 1845 годах. Форрест объездил многие страны мира. В 1834 году он побывал и в Москве. Успех, неизменно сопровождавший выступления актера, начал изменять ему в середине 1860-х годов. Возраст и болезни лишили голос актера былой звучности и выразительности, движения — гибкости и подвижности. Но талант большого художника, сила воли и никогда не покидавшее его страстное желание творить помогли ему создать в последний сезон его работы в театре (1871/72) образы исключительной силы и глубины — короля Лира и Ришелье (в одноименной пьесе Бульвера-Литтона).
Эдвин Форрест был крупнейшим романтическим актером американского театра, создателем самых значительных и популярных образов национальной драматургии-—Спартака в пьесе Берда, индейца Метаморы в трагедии Стоуна и других, а также целой галереи образов в пьесах Шекспира. Образы сво-бодолюбивых протестантов, восставших против общественной несправедливости, принесли ему наибольшую славу. Недаром в шекспировском репертуаре вершиной его творчества стал Лир (о котором сохранился восторженный отзыв Лонгфелло), поразивший современников силой и глубиной перевоплощения и актерского постижения образа. Несмотря на то, что Форрест не только много раз видел Эдмунда Кина, но и несколько раз выступал в качестве его партнера, романтическое творчество этого выдающегося американского актера обладало чертами национального своеобразия.
Исполнительская манера Форреста отличалась предельно живой, полнокровной бурной эмоциональностью. Мужественный облик и глубокий, хорошо поставленный голос помогали актеру в создании сценических образов, требовавших большого накала чувств. Могучая сила и в то же время простодушная непосредственность исполнения Форреста получили в современной ему театральной прессе наименование «физического реализма». В даровании Форреста было много мелодраматических элементов. Это проявилось особенно ясно в исполнении его излюбленных ролей — Метаморы и Гладиатора. Его стихийный темперамент, особенно в ранние годы творчества актера, вносил грубоватость в его исполнительскую манеру. Закономерно поэтому, что те шекспировские роли, которые требовали большой интеллектуальной глубины при внешней сдержанности чувств, как, например, Гамлет, Макбет, не удавались Форресту. И все же, расходясь в оценках отдельных сторон творчества Форреста, большинство критиков сходились на том, что Форрест — незаурядный актер.
Выступая в печати в декабре 1846 года с положительной оценкой исполнения Форрестом роли Гладиатора и отмечая большое дарование актера, поэт Уолт Уитмен справедливо предостерегал от того, чтобы манера Форреста, ставшая некоей нормой американского стиля актерской игры, не породила бездарных эпигонов, которые извратили бы его начинания.