Эрнесто Росси
Эрнесто Росси (1827—1896) был актером широкого диапазона. Он сыграл около четырехсот ролей в пьесах разных жанров современного и классического репертуара. Своей мировой известностью Росси был обязан Шекспиру, изучению которого он посвятил всю жизнь.
Ведущая тема его творчества — любовь; любовь не только личная — страсть, влюбленность,— но любовь к человеку, к человечеству. В таких лучших своих ролях, как Паоло («Франческа да Римини» Пеллико), Ромео, Отелло, Гамлет, он открывает сокровища благородства и поэзии, заложенные в душе человека. «Ни у одного артиста слово «люблю» не звучало так, как у Эрнесто Росси. Оно было создано для его уст», — говорил Сальвини.
Гуманизм Росси не ограничивался утверждающей темой. Ученик Модена, сын борющегося народа, Росси не мог пройти мимо проблемы тирании.
В годы творческой юности в свободолюбивых образах отечественной драматургии — Паоло (в пьесе Пеллико), а также Ореста,Карлоса, Давида (в трагедиях Альфьери)—Росси непосредственно выражал самого себя: свой пылкий патриотизм, свою ненависть к иноземному игу, свои мечты о единстве родины.
С наступлением артистической зрелости отчетливее, полнее, реалистичнее выявляется у Росси антитираническая тема. Он создает ряд образов деспотов-властолюбцев: Макбет, Нерон (в трагедии П. Косса), Людовик XI (в трагедии Делавиня), Иван Грозный (в трагедии А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного»),
Однако направленность темы у Росси была иная, чем у Модена или у Ристори. Героико-политическое, тираноборческое начало не было главным для Росси. Задача артиста — этическое разоблачение деспотизма. Он исследует психологию самовластия, его уродующее влияние на природу человека. Эта вторая тема сопутствует основной — теме любви, дополняет и расширяет ее.
Эрнесто Росси родился в Ливорно, где его отец вел оптовую торговлю лесом. Опрометчивая спекуляция старшего сына на время подорвала материальное благополучие семьи. Пришлось резко сократить расходы, чтобы избежать позорного банкротства. Младшего сына отец решил сделать адвокатом. Эта про- казалась не только доходной, но и почетной: при успехе она открывала доступ в самые высокие социальные сферы.
Но мальчик мечтал о Другом. Наслушавшись рассказов дедушки о добром мавре Отелло, о взбалмошном короле Лире и его злых дочерях, о несчастном принце Гамлете, он строит кукольный театр и ставит в нем пьесу собственного сочинения —
«Клавдий братоубийца, или Сын—судья собственного отца». Ему тогда не было и восьми лет. Став школьником, Эрнесто организует с товарищами труппу, с которой играет домашние спектакли. Однажды ему пришлось исполнить женскую роль, и его красота, светлые кудри, живые серые глаза ввели в заблуждение многих зрителей.
Тайком от отца Росси посещает спектакли заезжих трупп на так называемой Арене, в здании древнеримского амфитеатра. К шестнадцати годам он перечитал весь итальянский классический репертуар и немало иностранных пьес в переводах.
Однажды в отсутствие отца Росси решился попытать счастья у директора прибывшей в Ливорно труппы. Ему повезло. В тот же вечер он заменил больного актера в роли Барона в «Веере» Гольдони. Затем он с четырех репетиций сыграл Паоло в драме Пеллико. Когда отец вернулся, произошла тяжелая сцена. Росси смирился, но только внешне. «Хотеть — значит мочь», — твердил он себе. Эти слова стали его девизом. Вскоре случай представился вновь. Знакомый актер искал «любовника» для своей труппы. При помощи просьб, заклинаний, слез и угроз покончить с собой Эрнесто добился согласия деда и матери и тайком от отца покинул родной дом.
Так в карнавал 1846 года Росси начал свою жизнь в театре. Он жил впроголодь, но был счастлив. Перейдя в другую труппу, Росси на первом же спектакле потерпел неудачу: сбился с текста и запутался в словах под смех, крики и свистки публики. Он был в отчаянии. Опытный директор утешил его, посоветовав ему не спеша подниматься по лестнице искусства.
Перед молодым актером встал вопрос о мастерстве. Он создает для себя программу занятий и упорно ее осуществляет: работает над дикцией, пластикой, анализирует текст пьесы (а не только роли), ищет путей к правдивой передаче чувств образа.