Эстетика Росси была неразрывно связана с этикой
И в этом он был верным учеником Модена. Росси глубоко страдал, видя забвение, в котором находится отечественный театр, при котором лучшие его художники вынуждены были отдавать свои силы гастролям вдалеке от родины. Своей задачей как руководителя труппы он считал воспитание коллектива в духе художественной требовательности и нравственной чистоты. Сам Росси был образцом творческой дисциплины. Он неизменно являлся на репетиции в восемь часов утра, уходил не раньше четырех, а вечером играл спектакль. Требуя от исполнителей отличного знания роли, он сам служил им примером. До последнего дня его жизни каждый спектакль был для него «новой геройской битвой».
Для Росси, как и для Модена и для Ристори, театр был служением. «Если автор, творя для сцены, задается мыслью влиять на толпу и ее чувства,—писал он, — то и актер должен нераздельно соединить с его силой свою собственную и, идя с ним рука об руку, олицетворяя его образы, проповедуя правду и служа высокому искусству, создать для публики истинно воспитательную школу, просвещающую ум и возносящую дух!»
Самым выдающимся учеником Модена ивеличайшим трагиком западноевропейского театра второй половины XIX века был Томмазо Сальвини (1829—1915). Его искусство оказалось особенно созвучным русскому театру. Актеры, писатели и критики разных направлений — А. Н. Островский и В. Вересаев, Ап. Григорьев и А. Р. Кугель, А. П. Ленский и Л. М. Леонидов — отводят ему первое место в ряду прославленных трагиков Европы. К. С. Станиславский называет Сальвини гением, творившим «навеки, однажды и навсегда».
Творчество Сальвини сочетает в себе яркое героическое начало с глубоким проникновением в психологию образа и совершенной техникой. Оно дышит пафосом гражданственности и гуманизма. Художник и гражданин в Сальвини связаны неразрывно. Участник революционных битв 1848—1849 годов, солдат Гарибальди, пламенный мадзинист, любимый воспитанник Модена, Сальвини воплотил и увековечил в своих лучших созданиях нечто большее, чем это сделали его современники — Ристори и Росси. Его сценические образы говорили не только о том, что надо быть героем, они не только утверждали красоту и благородство человеческой природы — они заявляли со всей убедительностью могучего таланта, что человек может быть героем, что героическое заложено в самой природе человека и что высшая цель художника показать человеку-зрителю его собственное прекрасное лицо.
Сальвини родился в актерской семье. Отец мечтал видеть Томмазо юристом, а старшего сына Алессандро художником, но еба стали актерами. Братья учились во Флоренции. Приезжая на каникулы к отцу, они все вечера проводили в театре. Томмазо было четырнадцать лет, когда ему пришлось неожиданно заменить больного исполнителя роли Паскавино в «Любопытных женщинах» Гольдони. Высокий, не по годам развитой, Томмазо выглядел двадцатилетним. Он понравился. О карьере юриста было забыто.
Вскоре Сальвини-отец перешел в труппу Модена, чтобы дать сыну возможность учиться у выдающегося артиста. Учил Модена примером; объяснять он не умел и не любил. Он говорил: «Делай как я». Но не для того, чтобы ученик копировал его, а чтобы, усвоив сущность, «зерно» показа, шел дальше самостоятельным путем. Сальвини покоряли в игре учителя могучий порыв души и полное слияние с образом. К этому он стремился, опираясь пока единственно на свои природные данные на пылкий темперамент и отзывчивое воображение. Каждый успех юного исполнителя Модена награждал тем, что поручал ему новую, более трудную роль. От «любовников» в драме и комедии (Мешем в «Стакане воды» Скриба, Макс Пикколомини в «Валленштейне» Шиллера) Сальвини переходит ко «вторым героям» в трагедиях Альфьери (Давид в «Сауле»).
Год спустя Сальвини был приглашен на амплуа «первого любовника» в труппу известного антрепренера Доменикони, в которой примадонной была Ристори. В короткий срок ему пришлось выучить тридцать шесть ролей, в том числе — Паоло («Франческа да Римини» Пеллико), Ромео («Джульетта и Ро-мео» — переделка трагедии Шекспира герцогом ди Вентиньяно), Эгист («Меропа» Вольтера). Выручала исключительная память. Доменикони направлял внимание актеров на проникновение в авторский замысел и на психологический анализ образов. Перед молодым актером встали новые, пока еще не вполне ясные для него задачи, решение которых со временем дало плоды.