Финансист обладал значительно большим блеском
Воскресив бандита, убитого его приятелем Бертраном в финале «Постоялого двора Адре», Леметр вместо эксцентричного этюда первой пьесы создал образ, насыщенный огромной разоблачительной силой,— воплощение циничной и грязной власти финансовой буржуазии. Этот новый Робер Манер — финансист обладал значительно большим блеском, апломбом и цинизмом, чем прежний, никому неведомый бандит.
Строя роль на тех же приемах подчеркнутой выразительности и гротесковой остроты, которые были найдены в работе над первой пьесой, Леметр создал беспощадный шарж на эпоху буржуазного господства. Робер Макер в этой комедии покидал недостаточно выгодный промысел грабежа на больших дорогах и отправлялся в Париж, чтобы там развернуть свою разбойничью деятельность на более широком поприще. Здесь он становился председателем акционерного общества, беспощадно обирал акционеров, завязывал широкие связи и в конце концов, снова выскользнув из рук жандармов, улетал на воздушном шаре, унося в другие страны свои почитаемые в буржуазном обществе таланты. Робер Макер — крупнейшее создание французского актерского искусства XIX века. Бальзак говорил о нем: «Это единственная большая пьеса нашей эпохи, аристофановское произведение с начала до конца, безнравственное, однако, в том отношении, что оно обесценивает власть и правосудие». Пьеса и сценический образ, созданные Леметром, действительно обесценивали власть и правосудие финансовой олигархии, хотя и ничего не противопоставляли им. Смелость социальной и политической сатиры вызвала необычайно острую реакцию современников. Спектакль был восторженно принят демократическим зрителем. Элемент сенсации и скандала привлек к спектаклю также интерес буржуазноаристократического зрителя, которому пришлось «унизиться» до посещения плебейского театра. Но реакционная пресса патетически призывала к запрещению спектакля. «На помощь! На помощь!. . Проснитесь! Драма закатила рукава до локтей; она погрузила руки в кровь… Берегитесь Робера Макера!»—писал реакционный критик Жюль Жанен.
Он приходил в ужас оттого, что зритель этого буффонного парада смеялся «над оскорбленными законами, над общественным порядком, авторитетом, отцовской и королевской властью» и т. д. «Не играйте ни с народным театром, ни с законами», — предупреждал Жанен. Смысл этих призывов становится особенно ясным, если вспомнить, что премьера «Робера Макера» состоялась 14 июня 1834 года, ровно через два месяца после Лионского восстания, после восстания в Париже, когда никто из парижан не мог забыть чудовищной резни на улице Транснонен, когда вся Франция жила впечатлениями пресловутого «апрельского процесса» над участниками восстания. Заостряя до гротеска наглость, хищничество, аморализм своего героя, Леметр создал типический образ, беспощадно раскрывающий сущность буржуазных общественных отношений 1830-х годов.
Имя Робера Макера стало нарицательным. «Макеризм» до такой степени воплощал в сознании современников существенные стороны Июльской монархии, что, хотя в начале 1836 года пьеса была запрещена и Леметр смог ее возобновить лишь в 1848 году, образ Робера Макера продолжал жить в водевилях, куплетах, литографиях, брошюрах. По-настоящему вернул его к жизни замечательный французский художник Домье, который вскоре после запрещения пьесы, в 1837—1838 годах, начал помещать в сатирическом журнале «Шаривари» серию гравюр под общим названием «Сто один Робер Макер». Эти блестящие карикатуры, сопровождае-мые выразительными словесными комментариями, образно раскрывали все воплощения Макера. На рисунке Домье он появился адвокатом, биржевиком, банкиром, коммерсантом, коммивояжером, судьей, врачом, педагогом, проникая во все поры общества Июльской монархии. Сто одно воплощение Робера Макера — это сто одно проявление духа стяжательства, аморализма, обмана, возведенного в принцип существования. Так образ, созданный актером, стал своеобразным символом эпохи. Обличение капитализма в актерском воплощении Робера Макера Леметром и в рисунках Домье по беспощадности напоминает характеристику волчьих законов капитализма, данную великими утопистами-социалистами. В образе Макера актер обнажил циническую сущность пресловутого лозунга Гизо: «Обогащайтесь, и вы будете избирателями!».