Галерея образов людей
Глубокая вера Бальзака в жизнь, его неистребимая любовь к человеку заставляли его искать светлые стороны в изображенном им страшном мире. Он с глубокой симпатией рисует галерею образов людей из народа и представителей демократической интеллигенции.
Враждебное отношение Бальзака к режиму Июльской монархии, перекликавшееся с нарастающим протестом народных масс против крепнущего буржуазного строя, позволило ему «идти против своих собственных симпатий и политических предрассудков» и видеть «настоящих людей будущего там, где их единственно и можно было найти» — то есть в республиканцах 1830-х годов, «которые,— по словам Ф. Энгельса, — в то время (1830—1836) действительно были представителями народных масс». Давая детальную картину жизни Франции первой половины XIX века, Бальзак большое внимание уделяет вопросам искусства. С огромной разоблачительной силой он говорит о проникновении денежной стихии в сферу искусства, обличает продажность буржуазной прессы, показывает растлевающее воздействие законов буржуазного мира на художников. Он прямо подводит к выводу о враждебности буржуазного общества искусству. Вопросы театра постоянно привлекают внимание Бальзака. Он изображает театр и его деятелей в своих романах, пристально следит за театральной жизнью 1830—1840-х годов, указывает на прямую зависимость театра от современного общества. «Правительство, — пишет он, — пугаясь всякой новой мысли, изгнало из театра комический элемент в изображении современных нравов. Буржуазия, менее либеральная, чем Людовик XIV, дрожит в ожидании своей «Женитьбы Фигаро», запрещает играть «Тартюфа» и, конечно, не разрешила бы теперь ставить «Тюркаре», ибо Тюркаре стал властелином» Бальзак обрушивается на буржуазно-апологетический репертуар, главным образом на Скриба и мелодраму периода Июльской монархии. В своей борьбе за реалистическое искусство он подвергает резкой критике и романтический театр. Высоко оценивая поэтическое дарование Гюго, Бальзак сурово критикует его драматургию. С позиций зрелого мастера-реалиста Бальзак отвергает мелодраматизм, неправдоподобие сюжетных положений, фальшивость характеров героев, поведение которых противоречит здравому смыслу и нарушает историческую правду.
Однако в своей собственной драматургической деятельности Бальзак не мог еще подняться до того всестороннего охвата жизненных явлений, который характерен для его реалистических романов. Реалистическая сила Бальзака оказалась в известной мере сниженной даже в его лучших пьесах. К 1830-м годам относятся многочисленные драматургические замыслы и наброски (комедии «Прюдом-двоеженец», «Брак мадемуазель Прюдом», историческая трагедия о Филиппе II и другие), свидетельствующие о стремлении Бальзака к созданию глубоко идейной, критической драматургии. Первой законченной пьесой зрелого периода явилась драма «Школа супружества» (1837), которую он сам назвал «мещанской трагедией в пяти действиях». Пьеса была задумана еще в 1830 году, и первоначальный замысел ее имел остро разоблачительную, антибуржуазную направленность. Однако в процессе длительной работы Бальзак резко изменил конфликт драмы и характеры действующих лиц. На первый план было выдвинуто столкновение между бескорыстным чувством любви коммерсанта Жерара и его старшей приказчицы Адриенны Герен, с одной стороны, и семейным долгом Жерара по отношению к его жене и двум дочерям — с другой. Такая постановка вопроса ослабила реалистическую силу пьесы. Отказавшись от «социального двигателя» как фактора, определяющего человеческие нравы, Бальзак не смог дать в этой пьесе тех глубоких типических обобщений, которые составляют самую сильную сторону его реалистического метода. Но правдивые жизненные наблюдения Бальзака в этой пьесе настолько контрастировали с господствующей буржуазной драматургией, что современный театр отверг «Школу супружества», и она была впервые поставлена только в 1910 году в театре Антуана.