«Германштадтский лес»
Большой успех имела мелодрама «Германштадтский лес» (1805), в которой Кенье драматизировал, романтическую историю средневековой принцессы, вынужденной скрываться под видом служанки, и коварного придворного, который ценой преступления пытается возвести на трон свою сестру. Используя уже накопленный опыт мелодрамы, Кенье построил свою пьесу на сочетании резких контрастов: мрачные развалины готического замка и залитый солнцем уютный постоялый двор, атмосфера кровавых преступлений и торжествующая в финале добродетель, окруженная блеском придворной роскоши. Наибольшую славу Кенье принесла мелодрама «Сорокаворовка» (1815).
В отличие от многих других мелодрам героиня этой пьесы — простая девушка из народа, служанка фермера Анетта, и весь колорит пьесы носит значительно более реальный характер. На героиню обрушивается множество бедствий. Она узнает, что ее отец — солдат — вынужден бежать из армии и приговорен к смертной казни. Сама Анетта обвинена в краже серебра, унесенного сорокой на колокольню. Злодей-судья, покушавшийся на честь героини, использует все улики, чтобы добиться смертного приговора несчастной девушке. Спасение героини приходит лишь в самом финале пьесы, в тот момент, когда Анетту ведут на казнь и нервы зрителя напряжены до предела. Пьеса завершается помилованием отца, оправданием героини и ее счастливым соединением с любимым женихом, сыном хозяина фермы. Кенье вводит в свою пьесу правдивые детали крестьянского быта, зарисовки конкретных сторон жизни, даже позволяет себе критические замечания в адрес отдельных носителей законной власти. Несмотря на то, что и в этой мелодраме конфликт строится на нагромождении случайностей, она выгодно отличается от многих других мелодрам своим искренним демократизмом и теплой лиричностью образа героини. Это и привлекло к ней днимание знаменитого итальянского композитора Дж. Россини, создавшего на материале пьесы Кенье оперу «Сорока-воровка» (1817). Популярность мелодрамы Кенье позволила А. И. Герцену положить ее в основу, сюжета своей знаменитой повести «Сорокаворовка» (1846), рисующей трагическую судьбу русской крепостной актрисы. Третьим по значению драматургом бульварных театров начала XIX века был Кювелье де Три, написавший свыше ста десяти мелодрам, сценариев пантомим, оперных либретто. Добиваясь максимальной занимательности, он нередко заимствовал тематику своих пьес из романов «ужасов и тайн». Насыщенные таинственной и страшной атмосферой, рисующие кровавые преступления, загадочные события, пьесы Кювелье де Три завоевали ему прозвище «Кребильона бульваров».
Многие из его пьес по успеху конкурировали с мелодрамами Пиксерекура и Кенье (мелодрамы «Фальшивомонетчики, или Месть», 1797; «Невидимый трибунал, или Преступный сын», 1802; «Девушка-нищенка», написанная в соавторстве с известным актером мелодрамы Корсом, 1809; пантомимы «Дитя несчастья, или Немые любовники», 1798, и многие другие). В творчестве Кювелье де Три ясно сказалась близость мелодрамы первых десятилетий XIX века к формирующейся романтической литературе. Не случайно он заимствует сюжет своей мелодрамы «Жан Сбогар» (1818, написана в соавторстве с Леопольдом) из одноименной повести Шарля Нодье. Ему близок образ загадочного разбойника и весь романтический строй «разбойничьего» жанра. Подобно романтикам, он испытывает повышенный интерес к Шекспиру. Именно Кювелье де Три принадлежит инициатива использования шекспировских сюжетов на сцене бульварных театров: в 1818 году в Олимпийском цирке была поставлена его пантомима «Венецианский мавр, или Отелло». Вслед за Кювелье де Три на этот путь вступили и другие авторы (переделки «Гамлета», «Макбета», «Венецианского купца» идут в 1820-х годах на сцене театра Порт-Сен-Мартен). В сущности, авторы пантомимы и мелодрам «открыли» Шекспира для французской сцены раньше, чем романтики. Кювелье де Три был также в годы Империи одним из основных поставщиков пантомим на военные темы. Грандиозный успех его пантомимы «Дочь гусара, или Шведский сержант», прошедшей в 1790-е годы двести пятьдесят раз подряд и неоднократно возобновлявшейся, вдохновил его на дальнейшую разработку этого жанра. Следующие его «военные» пантомимы уже непосредственно прославляли Наполеона и его армию.