Гольдони — самая удачная фигура

Боясь падения сборов, Медебак требует, чтобы Гольдони немедленно дал новую комедию, в противном случае угрожает поставить пошлый сценарий. Реформа дороже славы — и Гольдони против воли отдает Медебаку «Счастливую наследницу», предвидя, что будет освистан, так как считает пьесу слабой и не хочет видеть ее на сцене.

Гольдони — самая удачная фигура данной комедии и, быть может, всей драматургии Феррари. Мысли, высказываемые Гольдони, всегда убедительны, его поступки психологически оправданны, чувства достоверны. Феррари не пытается канонизировать образ родоначальника литературной бытовой комедии, реформатора итальянского театра. Гольдони — живой человек, как бы встающий со страниц «Мемуаров»: добродушный и пылкий, целеустремленный и увлекающийся, впечатлительный и упорный, лукавый и простосердечный. Успех не привил ему самомнения. Он знает цену своему таланту, но, к счастью, обладает чувством спасительного недоверия к себе. Бывают минуты, когда он готов проклясть свое дарование, которое заставляет его умирать с голоду на театральных подмостках. Косность собратьев и происки врагов вырывают у него слова горького сарказма и отчаяния: «Не робей, реформатор, пиши комедии!.. Да пусть меня разорвут на куски, если я напишу еще хоть сцену!.. Я выбился из сил». И однако, когда доброжелатель советует Гольдони быть умереннее в своей полемике с Циго, ибо за ним стоит верховный трибунал Венеции, кото-рому легко избавиться от неудобного человека, Гольдони отвечает: «Пусть меня заточат куда угодно… потомство произнесет свой суд и над верховным трибуналом».

Пьеса Феррари появилась на русском языке в 1900 году под названием «Борьба за идею», чем подчеркивалась основная идея комедии и ее актуальность.

Страстное отношение Феррари к задачам искусства нашло свое отражение и в других его пьесах, художественно более слабых, чем комедия о Гольдони. Так, в комедии «Парини и сатира» (1854) выведен поэт-демократ XVIII века аббат Парини. С уничтожающей иронией обличает Феррари паразитизм и политический индифферентизм знати. Благородству художника-патриота противопоставлен сервилизм его соперника, политического оппортуниста поэта Деджани.

Третья историко-литературная пьеса Феррари, «Данте в Вероне», напечатанная в 1850 и поставленная лишь в 1876 году, посвящена автором «философам, статистам и солдатам» национально-освободительного движения. В ней прозрачно намекалось на то, что король Пьемонта Карл-Альберт (в пьесе Кан Гранде) не сумел возглавить борьбу за объединение страны.

Во всех трех пьесах поэтам, носителям передовых, демократических и патриотических идеалов, противопоставлены вырождающиеся аристократы и их беспринципные прихлебатели.

Феррари был убежден, что эстетическое и этическое неразрывно. Руководить народом и творить его культуру может лишь тот, кто имеет большое сердце, бескорыстен и полон мужества. Видя в искусстве школу высокого и прекрасного, Феррари подвергал осмеянию и осуждению опасный тезис, что таланту все позволено, что поэт, художник стоят якобы выше законов общепринятой морали («Дуэль», 1858). В пьесе «Нелепый предрассудок» (1872) Феррари выступил против предрассудка об аморальности актрис, создав сильный, благородный и цельный образ певицы.

Большинство комедий, написанных Феррари в 1860— 1870-е годы, посвящены проблеме нравственного состояния современного общества.

Героиня пьесы «Причины и следствия» (1871) Анна, выражая взгляды автора на пустоту светской жизни, требует для женщины полезной деятельности. В комедии «Серьезные люди» (1868) Феррари стремился воссоздать картину политической жизни Италии с ее мелкими интересами, тщеславием и карьеризмом. Действие происходит во Флоренции. В центре пьесы — убежденно беспринципный делец Серджо, мастерски выписанная фигура политикана, обманывающего не только окружающих, но и самого себя.

Мораль эгоизма лежит в основе деятельности и взглядов послереволюционного поколения. Молодежь, которая должна быть «хранителем будущего», превращается в «пошлое поколение», видящее цель жизни в погоне за положением и влиянием в обществе. «Что значат для них родина, труд? Да здравствует биржа! Да здравствует «порядок», хотя б он был восстановлен веревкой и топором» («Проза», 1858; «Женщина и скептик», 1864). Таков, по мнению Феррари, трагический результат забвения демократических идеалов, перерождения буржуазии из борца за свободу в ее душителя. Пессимизм и скепсис — нравственный недуг, который охватывает все более широкие круги интеллигенции и подтачивает ее волю к полезной деятельности. Отсутствие цели, безверие ведут к пассивному приятию зла, к политическому приспособленчеству и объективно — к предательству. Ярче всего эта мысль прозвучала в драме Феррари «Роберто Виглиус».

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!