Господин Перришона

В комедии «Путешествие мсье Перришона» Лабиш дает типичный образ среднего французского буржуа, недалекого, трусливого, расчетливого, склонного к аффектации и позе. Господин Перришон пытается разыгрывать роль патриота, мыслителя и героя, но так как все это ему чуждо, то он на протяжении всей пьесы своими поступками и словами вызывает смех.

Отправляясь в путешествие, господин Перришон записывает в дневник расходы и впечатления, которые должны показать «возвышенность» его мыслей: «Расходы: карета — 2 франка, билеты—172 франка 5 сантимов, носильщик—1 франк… Теперь впечатления… Прощай, Франция! Царица всех стран!» За дочерью господина Перришона ухаживают двое молодых людей — Арман и Даниэль, которые, желая получить ее руку, стремятся завоевать расположение отца. Арману удается спасти господина Перришона, едва не упавшего в пропасть, но самодовольному буржуа неприятно сознавать себя обязанным. Расположение господина Перришона приобретает разгадавший его характер Даниэль, который делает вид, что сам падает в пропасть, и дает Перришону возможность совершить «подвиг», при этом ничем не рискуя. Даниэль, желая еще больше польстить Перришону, заказывает картину, которая должна запечатлеть его «подвиг». На картине должен быть изображен громадный, величественный господин Перришон и маленький Монблан. Будучи вызван на дуэль, Перришон трусит и, принимая героическую позу, в то же время отправляет в полицию «анонимное» письмо с извещением о времени и месте дуэли. «Путешествие мсье Перришона» — одна из лучших и наиболее реалистичных комедий Лабиша. В ней создан типичный и подлинно сатирический образ французского буржуа. Перришон — пустой и пошлый, но самодовольный мещанин.

Его ничтожество выступает особенно ярко, потому что он все время пытается выражать несвойственные ему возвышенные мысли и чувства и, рисуясь, хочет прослыть то патриотом, то мыслителем, то самоотверженным героем. В пьесе нет увлечения внешними комическими эффектами и безудержной буффонадой, нарушающей жизненное правдоподобие. Острые комедийные положения пьесы обусловлены характером Перришона и в свою очередь помогают его раскрытию. Роль Перришона вошла в репертуар крупнейших комедийных актеров французского театра: Го, Коклена и других. С большим успехом комедия шла в русских театрах (в переделке В. Крылова под названием «Тетеревам не летать по деревам»). Лучшим русским исполнителем роли Перришона был актер С. В. Шумский. Шла она и на советской сцене. Жизненность характеров, бьющее ключом веселье, неистощимость комической выдумки, остроумие и великолепное знание законов театра — все эти качества драматургии Лабиша определили ее большой сценический успех во Франции и за ее пределами. Так, в «Копилке» Лабиш показывает мир провинциальных лавочников, мелких чиновников и зажиточных крестьян с их узким кругозором, мелкими интересами, жадностью и себялюбием. Действие комедии происходит сначала в провинциальном городе, затем в Париже. Постоянные гости буржуа Шамбурси, собирающиеся у него в доме для игры в карты, решают, что каждый из игроков при козырной игре будет опускать по одному су в копилку, которая должна быть вскрыта через год. Действие комедии начинается в этот торжественный день. После ожесточенных споров о том, как лучше истратить эти деньги, решено поехать в Париж, чтобы прокутить их в «столице мира». Из пяти актов комедии четыре посвящены изображению приключений провинциалов, попадающих в Париж, но нелепо ведущих себя в столице. Почтенных буржуа принимают за шайку воров и забирают в полицию, откуда они пытаются убежать, следуя примеру героев романтической литературы, спускаясь из окна по веревке и проламывая стену киркой. В конце концов все недоразумения выясняются, и герои покидают негостеприимный Париж, решив прокутить содержимое копилки у себя в провинции.

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!