Грейс выходит замуж за молодого Кортли
Первой из пьес, написанных в манере английской комедии XVIII века, была имевшая большой успех комедия Дайона Бусико (1820—1890) «Лондонская самоуверенность» (1841). Она была поставлена в Ковент-Гардене, и в ней с огромным успехом выступала Элиза Вестрис. Сюжетная схема пьесы не повторяла ни одного из английских драматургов предыдущего столетия, но по характеру приемов, по обрисовке персонажей, отчасти по манере строить диалог эта комедия была очень близка комедии просветителей. Ее сюжет строится на забавных недоразумениях, возникающих в связи с неожиданным соперничеством отца и сына. Молодящийся папаша Кортли тайком от сына собирается жениться на юной Грейс — племяннице богатого помещика. На сватовство случайно попадает Чарльз Кортли, сын «жениха», и невеста, вопреки желанию своего дяди-опекуна, сама совершает выбор.
Грейс выходит замуж за молодого Кортли, а его безуспешно пытавшийся примолодиться папаша сам благословляет этот брак. В традициях XVIII века была написана и комедия Бульвера-Литтона «Мы не так плохи, как кажемся, или Много сторон в характере» (1851), поставленная любительской труппой «Бродячие актеры», во главе которой стоял Ч. Диккенс. В спектакле 27 мая 1851 года играли писатели Диккенс, Дуглас Джеральд, Уилки Коллинз, критик Джон Фостер и другие. Повторяя некоторые характеры из пьес драматургов XVIII века, иногда даже заимствуя у них реплики, Бульвер в то же время внес в комедию новые черты. Он сделал попытку нарисовать характеры более многосторонние, чем это удавалось драматургам XVIII столетия. Законодатель моды, светский хлыщ лорд Уилмот обладает, как выясняется, горячим и верным сердцем; надменный герцог Мидлсекский способен к чуткости и человечности; честолюбивый карьерист Хардман не лишен благородства. Сложная интрига пьесы сталкивает героев сначала в их «дурных качествах», с тем чтобы в финале добрые черты героев привели действие к благополучной развязке. И хотя подлинной психологической глубины в пьесе нет, потому что нет в ней большой идейной наполненности, но гибкость ее диалога, живой юмор предвещают некоторые позднейшие явления английской драматургии — пьесы А. Пинеро, Г. А. Джонса, О. Уайльда и других.
Наряду с традициями английской драмы XVIII века драматурги 1850—1860-х годов следовали также традиции французской бытовой мелодрамы. Это влияние было. преобладающим. Авторы подобных пьес обычно не скрывали своей зависимости от того или иного французского драматурга и только старались по возможности «приспособить» чужеземный сюжет к английским характерам и нравам. В этом, как заявлял один из известных драматургов той поры, неоценимую помощь им оказала работа, проделанная драматургами предшествующего поколения — Бульвером-Литтоном, Дугласом Джеральдом, его последователем Бакстоном, Планше и многими другими. Впрочем, традиции, заложенной этими драматургами, было достаточно для того, чтобы англизировать французскую бытовую драму, но не для того, чтобы в Англии возникла большая национальная драматургия. О круге сюжетов, которые привлекали к себе интерес драматургов этой школы, дает ясное представление драма Тома Тейлора (1817—1880) «Освобожден досрочно» (1863).
Молодой ланкаширец Роберт Брирли, очутившись в Лондоне, оказывается невольным соучастником шайки фальшивомонетчиков и попадает в тюрьму. За примерное поведение его освобождают досрочно, но никто не желает принять бывшего арестанта на работу. Только скрыв свое прошлое, ему удается поступить на службу к банкиру и понравиться хозяину, оценившему его честность и усердие. Но жулики, из-за которых пострадал в свое время Роберт, узнают, где он служит, и решают с его помощью ограбить банкира. Роберт отказывается им помочь, и преступники из мести сообщают банкиру, кого он держит на службе.