Гюго не раскрывает характер
Герой «Марьон Делорм» Дидье — первый романтический герой во французской драматургии. Хотя Дидье становится жертвой Ришелье и на его столкновении с властью строится острая политическая тема пьесы, по существу, сам Дидье стоит вне конкретной политической жизни XVII века.
Гюго не раскрывает характер своего героя в реальных исторических обстоятельствах, не связывает Дидье с жизненными событиями породившей его эпохи. Он дан в пьесе вне социальной и бытовой характеристики. Погруженный в страсть, охваченный лирической экзальтацией, отрешенный от конкретной действительности, разочарованный и сумрачный, Дидье, по существу, выступает как типичный «байронический» герой. Для Дидье моральная оценка мира — вопрос личного бытия. Без веры в добро он не может существовать. Именно поэтому любовь становится для него смыслом жизни. Чистота Марьон, ее духовная красота для Дидье и для самого Гюго, — залог возможной победы добра в мире. Поэтому внезапное крушение иллюзий, которое переживает Дидье, узнав о недавней профессии своей возлюбленной, он воспринимает не только как личное несчастье. Для него это крушение веры в человека. Он отдает себя в руки Лафемасу, потому что ему больше нечем и незачем жить. Дидье не восстает активно. В этой пьесе решается вопрос — есть ли ради чего восставать, возможно ли преодоление зла, существует ли доброе начало в человеческой природе?Положительный ответ на этот вопрос создает пафос гуманистического гимна, который Гюго поет человеку. И поскольку эта проблема ярче всего раскрывается через Марьон, она и становится главной героиней пьесы. Обличительная идея заключена в самом человеческом обаянии героини-куртизанки, нравственно более чистой, чем те, кто призван править, опираясь на законы и справедливость. Нарочито контрастен образ Марьон, прошедшей через все глубины нравственного падения, но оказавшейся способной на большое человеческое чувство любви, которая духовно преображает ее. Привлекательность этого образа усиливается тем, что именно в Марьон заложено действенное начало. Когда Дидье за дуэль оказывается присужденным к смертной казни, Марьон бросается на борьбу за жизнь своего возлюбленного. И в этой борьбе против несправедливости формируется ее сознание, вырастает ее протест, достигающий кульминации в финальной сцене, где Марьон кричит в исступлении слова ненависти и гнева Ришелье — палачу в пурпурной мантии. Этот образ с большой силой несет протестующую романтическую мысль и тот страстный призыв к справедливости, к человечности, к милосердию, который составляет сущность гуманистических устремлений Гюго и порождает высокую поэтическую красоту его драматургии.
В «Марьон Делорм» отчетливо воплотились характерные особенности всей драматургии Гюго: изолированность героев от реальных исторических обстоятельств, подмена классового конфликта моральным, но вместе с тем демократизм, горячее сочувствие к «отверженным», беспощадность обличения общественной несправедливости, вдохновенная поэтичность, политически зло-бодневное звучание. Типичен для драматургической манеры Гюго и решительный отказ от классицистского канона. Нарушая сословную градацию жанров, Гюго вводит в «высокую» стихотворную драму героев «низшего» плана, острогротесковые, характерные, комические сцены, живую разговорную речь. Реализуя требования, выдвинутые им в предисловии к «Кромвелю», Гюго преображает александрийский стих. Языковая реформа французской поэзии — одна из величайших заслуг Гюго.
Опираясь на богатство народного языка, он решительно выступил против реакционного крыла литературы, сделав поэзию и драму достоянием широких народных масс. «Нет слов-патрициев и нет плебеев-слов» — декларировал Гюго в 1830-е годы. Эти «слова-плебеи», естественные слова разговорного языка, вошли в драматургию Гюго как ее живая основа. Стремясь раскрыть антитезу «возвышенного» и «низменного», Гюго строит все действие и отдельные образы на резких контрастах: всесильный король оказывается жалким ничтожеством, а куртизанка — носительницей высочайшей морали; все действующие лица разбиты на две резко контрастные группы, выражающие либо злое, либо доброе начало; веселые, шумные жанровые сцены внезапно сменяются высокой патетикой трагических сцен и т. д.