Гюго предпослал драме предисловие
Но Гюго не был поколеблен в своих оппозиционных, демократических настроениях, что и нашло выражение в одной из его лучших Драм, «Рюи Блаз» (1838). Пьеса была поставлена в созданном специально для романтической драмы театре Ренессанс и имела огромный успех у зрителя, хотя буржуазная пресса подвергла ее резкой критике. Гюго предпослал драме предисловие, явившееся выражением его политической программы этих лет. Он ставит целью на материале испанской истории XVII века дать разоблачение паразитизма аристократии и хищнического стяжательства верхушки общества, фактически обрушивая удар на правящую финансовую, клику Франции 1830-х годов.
Гюго противопоставляет преступному хищничеству правящих кругов «народ, у которого есть будущее и нет настоящего… бедный, умный и сильный». Конфликт драмы по замыслу Гюго строится на столкновении народа и правящих верхов. Драматургическое действие пьесы развивается на показе борьбы центрального героя Рюи Блаза (по мысли автора олицетворяющего народ) с придворным миром. Это сразу же определило исключительную социальную значимость пьесы и обусловило ее бытование на сцене вплоть до наших дней. Идеалистическое понимание общественных явлений и на этот раз мешает Гюго дать социально типическое решение конфликта. Столкновение Рюи Блаза с разоблачаемым Гюго придворным миром мотивировано исключительно личными любовными отношениями. Романтическая история любви лакея Рюи Блаза к испанской королеве не только демонстрировала излюбленные Гюго контрасты, но и определяла весь внутренний мир героя. Все чувства и поступки Рюи Блаза, обусловленные его любовью к абстрактному идеалу добродетели, воплощенному в образе королевы, носят романтически отвлеченный характер. Но вместе с тем в уста этого героя-плебея Гюго вкладывает гневный пафос своей демократической протестующей мысли.
Пронизывая всю пьесу страстным обличением, Гюго достигает кульминации в знаменитом монологе третьего акта, где Рюи Блаз клеймит гневными, бичующими словами преступную свору грандов, которые раздирают на куски живое тело Испании, думая только о том, «как бы набить карман и убежать потом». В этом же монологе звучит тема народного горя, встает образ народа, отдавшего «кровь и пот трудов своих» для удовлетворения алчных притязаний знати. Рюи Блаз — программный положительный герой Гюго. Этот выходец из низов наделяется высоким благородством, чистотой, бескорыстием, горячей любовью к родине. Когда Рюи Блаз волею обстоятельств становится министром, в нем раскрывается яркая талантливость, глубокий ум, способность к свершению великих государственных дел. В решении образа Рюи Блаза отчетливо проявились все специфические особенности романтического метода Гюго. Наделяя Рюи Блаза отдельными моральными чертами, характерными для подлинного представителя народа, Гюго рисует его как человека необычайного, исключительного. Романтической герой, носитель идеи протеста, Рюи Блаз лишен исторически конкретных признаков эпохи.
Значительно более жизненно конкретны в драме персонажи отрицательного лагеря. Хотя основной антагонист Рюи Блаза — вельможа дон Салюстий — несет в себе, как и другие главные отрицательные персонажи драматургии Гюго, идею абстрактного зла, вся масса представителей придворного мира наделяется правдивыми жизненными штрихами. Гюго идет здесь по пути обличения буржуазно-аристократической олигархии, заимствуя для обрисовки второстепенных персонажей черты, подсказанные самой французской действительностью 1830-х годов.