Идеалы романтического героя
Эпоха породила не только тоскующих разочарованных молодых людей, отошедших от борьбы, но и могучих энтузиастов свободы, деятелей многочисленных революционных движений первых десятилетий XIX века. «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа», — писал В. И. Ленин о декабристах. Эти слова могут быть отнесены и к итальянским карбонариям, и к участникам польской шляхетской революции, и к членам тайных республиканских заговорщических организаций, рассеянных по Европе. Именно они и создали романтический культ исключительной личности, способной своим деянием перестроить мир.
Ведь недаром столько художников-романтиков непосредственно участвовало в национально-освободительных движениях, в баррикадных боях или своим творчеством звало к революции. Байрон и Пеллико, Гюго и Мицкевич, Словацкий и Шелли, Модена и Бокаж, Кин и Фредерик-Леметр— все они были вдохновенными певцами свободы. Их герои тоже погружены в скорбные раздумья и с мучительной болью переживают утрату иллюзий. Но само трагическое мироощущение героев прогрессивного романтизма носит бунтарский, протестующий характер и зовет к борьбе. Их гордый отказ смириться перед насилием и царящей в мире несправедливостью сам по себе был вызовом реакции.
Протестующая личность прогрессивного и революционного романтизма прекрасна в своей мятежной и поэтической устремленности. В ней живет жажда подвига, утверждение нйависимости и достоинства человека. Но и этот герой почти всегда одинок и потому охвачен смятением чувств, глубоким и мрачным отчаянием. В национально порабощенных странах, где романтизм развивается до буржуазной революции, в условиях насущно необходимой, непрерывно нарастающей борьбы против феодальных пережитков и поработителей родины тема трагического одиночества личности приобрела особое звучание. Историческая действительность начала XIX века выдвинула в этих странах задачу неотложного политического действия. Герой романтической литературы стал здесь прежде всего носителем национально-патриотического долга, борцом за свободу родины. Идеалы романтического героя здесь становятся идеалами освобождения отечества, он готов отдать жизнь ради облегчения участи родного народа, гораздо теснее связан с ним. Но как бы ни были различны национальные варианты героя прогрессивного романтизма, он почти всегда предстает в необычайно ярких, захватывающе драматических обстоятельствах, заставляющих человека принимать поражающе смелые решения, пребывать в экзальтации страсти, проявлять ту внутреннюю независимость, которая и делает его существом необычным. Эту личность с ее духовной утонченностью, неповторимо яркой индивидуальностью, способностью к бурным, пламенным чувствам романтики противопоставили тусклой обыденности реальной жизни.
В духовной исключительности героя они черпали иллюзию возможности личной свободы человека. Это приводило к преобладанию идеализирующей тенденции в художественном методе. Взяв типическое явление действительности, романтизм сконструировал на его основе идеальный, нормативный положительный образ.