Идея национальной независимости
К 1805 году итальянская буржуазия взяла максимум из того положительного, что принесла ей Франция. После 1805 года французское господство было ей в тягость по всем линиям. Оно не только не стимулировало, но всемерно тормозило дальнейший рост национальной экономики. Итальянская буржуазия нуждалась для своего нормального существования в рынках. Наполеон закрыл не только внешние рынки, но и внутренние.
В угоду французской промышленности он разгородил Италию внутренними таможнями, полностью закабалил итальянскую экономику, поставив ее в невыносимые условия. К концу наполеоновского владычества Италия приходит совершенно обескровленной. Идея национальной независимости, выдвинутая с приходом французов в 1796 году, перестала быть в Италии делом простого патриотизма. Она стала проблемой жизни и смерти всего итальянского общества. В истории итальянской драматургии период 1796—1805 годов чрезвычайно знаменателен. Когда национальная буржуазия прочно осознала свое историческое место, утвердилась в правах и выдвинула боевую программу, провозгласившую идею национального объединения,— ей оказался нужен совершенно новый театр, всесторонне отображающий основные принципы и идеалы революционно-буржуазного мировоззрения.
Литературной основой такого театра стала историческая трагедия, которая и получила название романтической. Для всего периода Рисорджименто историческая трагедия становится ведущим драматическим жанром. Хотя на сцене бытует и комедийный репертуар XVIII века (Гольдони, комедия масок) и появляется ряд новых комедий на бытовую тему, но именно трагедия определяет лицо итальянского театра эпохи национально-освободительных войн и революции. Три года (1796—1799), протекшие между вступлением армии генерала Бонапарта в Ломбардию и победами Суворова при Треббии и Нови, очистившими Италию от французов, в истории итальянского театра принято называть «якобинским периодом». Установление нового правопорядка обычно сопровождалось театрализованным ритуалом: устраивался праздник, сажали «дерево свободы» и собравшиеся жители, сочувствовавшие перевороту, начинали плясать вокруг дерева. Кто-нибудь из местных либералов поднимался на импровизированную трибуну и разъяснял согражданам смысл совершившегося переворота. Продвижение французских республиканских войск повсюду сопровождалось такими празднествами. Присутствие солдат Бонапарта гарантировало манифестации итальянских якобинцев.
По примеру Франции Италия стала покрываться сетью политических клубов. В них собирались сторонники нового порядка, митинги следовали за митингами, с клубных трибун гремели революционные речи, построенные на фразеологии французских просветителей. Особой популярностью пользовался Руссо. Без цитат из «Общественного договора» не обходился ни один оратор. В разъяснении смысла происходящего и в пропаганде новых революционных идей значительную роль играла пресса, до того влачившая жалкое существование. Появилось множество новых газет с звонкими названиями. Большинство их существовало очень недолго, но все они сделали очень полезное дело.