Император Оттон
Лишенная значительной социальной проблематики, эта трагедия, действие которой происходит в X веке, трактует проблемы добра и зла на материале весьма мелодраматического сюжета. Честолюбивый феодал Конрад и его сестра красавица Ауранта клевещут на племянницу императора Эрминию. Император Оттон женит своего сына на Ауранте. Уже после бракосочетания сын императора, принц Людольф, узнает о невинности Эрминии. Одновременно перед ними раскрывается подлинная сущность характера Ауранты, которая пыталась бежать со своим любовником рыцарем Альбертом. Действие завер-шается гибелью Конрада, Альберта, Ауранты и принца Людольфа. Трагедия Китса — типичный образец романтической драмы страстей и мести. Более значительное содержание мы встречаем в драматургии другого английского революционного романтика — Уолтера Севеджа Лендора (1775—1864). Поклонник французской революции, враг реакционных правителей Англии, гордившийся прозвищем английского якобинца, Лендор был одним из наиболее революционных писателей периода, когда еще не произошла резкая дифференциация оппозиционных элементов английского общества, то есть до парламентской реформы 1832 года. Смелые выступления Лендора против реакции и ее конкретных представителей имели большое прогрессивное значение.
Наиболее крупное драматическое произведение Лендора «Граф Юлиан» (1812) было посвящено национально-освободительной борьбе испанского народа. Лендор искренне сочувствовал этой борьбе и, продав все имущество, вооружил на свои средства отряд испанских патриотов, вместе с которыми сражался в Испании против наполеоновских войск. Однако Лендору было ясно одно из существеннейших противоречий национально-освободительных войн в тогдашней Европе. Будучи сторонником идей буржуазной революции, он не мог не видеть, что справедливая война испанцев за свое национальное освобождение от наполеоновского ига была вместе с тем войной, в которой Испания выступала как феодально-монархическое государство, боровшееся против буржуазной революции. Это противоречие отразилось в трагедии Лендора. Основу сюжета составляет легендарная история графа Юлиана, который восстает против короля Родерика, обесчестившего его дочь. Вступая в борьбу с тираном-королем, Юлиан переходит на сторону мавров, чтобы вместе с ними бороться против деспота. Сюжет здесь не является прямой параллелью исторической ситуации начала XIX века в Испании, но смысл его, в сущности, может быть понят лишь в этой связи. Центральный конфликт трагедии «Граф Юлиан» раскрывает противоречие между социальными и национальными интересами в национально-освободительной войне испанского народа.
Национальные интересы диктовали необходимость борьбы против Наполеона, но это означало одновременно защиту феодальной монархии от натиска буржуазной революции, принципы которой Наполеон утверждал во всех странах Европы штыками и пушками. Лендор правильно решил это противоречие, показав, что предательство национальных интересов могло привести графа Юлиана только к гибели. Позиция Лендора смыкалась с позицией Байрона и Шелли, которые поддерживали национально-освободительные движения и осуждали деспотические методы наполеоновской военной диктатуры, насаждавшей буржуазные порядки огнем и мечом. В 1830—1840-е годы, в изменившихся общественных условиях, когда уже возникло самостоятельное рабочее движение и центральным вопросом социально-политической борьбы стало противоречие между трудом и капиталом, Лендор продолжал выступать с тем же кругом проблем и проповедовать идеи «тираноборчества».
Вот почему К. Маркс в 1881 году, осмеивая ребячливых крикунов, проповедующих цареубийство как «теорию» и «панацею», отрицательно отнесся к позициям позднего Лендора. Позиции эти отразились и в поздней драматической трилогии Лендора: «Андрей Венгерский» (1839), «Джованна Неаполитанская» (1839) и «Осада Анконы» (1846), которая прозвучала анахронизмом в новой общественной обстановке. Однако в период деятельности Байрона и Шелли Лендор примыкал к их лагерю и был одним из наиболее смелых борцов против реакции.