Исполнение водевиля
На развитии искусства водевильных актеров сильно отразилось насыщение послереволюционного водевиля буржуазной идейностью.
Если Брюне — ведущий актер водевиля начала XIX века, постоянный исполнитель образов Жокриса и Каде-Русселя, был носителем балаганной буффонады, то актеры следующего поколения стремились убрать «простонародные», плебейские черты из своего искусства. Исполнение водевиля стало более изящным, более «светским». Но полного разрыва с народной, демократической театральной традицией не произошло. Бурная общественная жизнь Франции 1820—1840-х годов и широкий размах демократических движений воздействовали на все виды искусства. И в творчестве лучших водевильных актеров Франции народный зритель радостно приветствовал здоровый юмор, непосредственное веселье, искренний демократизм.
Плеяда блестящих актеров водевиля — остроэксцентрический «мастер смеха» Потье (1774—1838), популярность которого сравнивали с популярностью Тальма; Левассёр, о котором А. И. Герцен писал, что он «смешон донельзя и жив до неуловимого»; Одри (1779—1853)—актер бурного комедийного темперамента; Арналь (1794—1872)—блестящий мастер диалога, куплета, забавных слов, каламбуров — и многие другие актеры были создателями французской школы водевильной игры. Аегкость, непринужденность, простота, изящество, артистический блеск, достигаемый ритмической остротой и четкостью слова и жеста, стали стилистической основой актерского исполнения водевиля. Лишенный глубокой психологической основы, образ разрабатывался преимущественно внешними приемами, но требовал абсолютной непосредственности, наивной веры в значимость пустяковых и маловероятных событий. Острая, гротесковая эксцентрика характерных ролей и техника трансформации, то есть умение быстро менять облик, поведение, манеры персонажа, типичны для всех водевильных актеров. Многие из них почти щеголяли мастерством молниеносного перевоплощения, играя по нескольку разнообразных ролей в маленькой пьеске. Самой крупной актрисой водевиля была знаменитая Виргиния Дежазе (1798—1875), семьдесят два года работавшая на сценах парижских и провинциальных театров. Дочь бедного портного, тринадцатый ребенок в семье, она уже с пяти лет начала выступать как танцовщица, а позднее как актриса водевиля. Дежазе работала в театрах Водевиль (1807—1817), Варьете (1817—1820), Жимназ (1821—1827), Нувоте (1828—1830). Однако наивысший творческий расцвет актрисы падает на годы, когда она работала в театре Пале-Рояль (1831—1843). Дежазе продолжала играть до конца 1875 года. Последний раз она выступила в возрасте семидесяти семи с половиной лет, исполнив монолог «Лизетта Беранже» Ф. Бера. И когда в 1875 году Дежазе умерла, тридцать тысяч человек провожали на кладбище актрису, бывшую любимицей нескольких поколений. Репертуар Дежазе огромен.
Для нее писали Скриб, Баяр, Дюмануар, позднее — молодой Сарду и многие другие. Она сыграла сотни ролей в комедиях, фарсах, водевилях, исполняла специально для нее написанные песенки и монологи. С истинно французской грацией она играла роли мальчишек-повес, беспечных поэтов и гуляк, жеманных маркизов-«петиметров», юных крестьянок, веселых гризеток. Тончайший мастер фразировки, она блестяще владела искусством стремительно легкого французского диалога, исполнения куплета и произнесения забавных водевильных реприз. Превосходно усвоив сценическую традицию водевиля, Дежазе овладела мастерством трансформации. Уже тринадцатилетней девочкой она сыграла в феерии «Спящая красавица» фею Набот, создав гротескный образ дряхлой и злой старухи, карлицы в огромных очках, с седыми волосами. Любовь к острому сценическому штриху прошла через всю ее героическую жизнь. Часто Дежазе играла по нескольку контрастных ролей в одном водевиле — молоденькую крестьянку, влюбленную старуху-президенту, мальчишку-барабанщика и других.