История западноевропейского театра
С. С. Мокульский издал фундаментальный труд, который показывал широчайшую картину развития театрального искусства на протяжении тысячелетий. В 1936 и 1939 годы он выпустил два тома «Истории западноевропейского театра» и параллельно подготовил два тома «Хрестоматии» к ним — замечательное собрание историко-театральных документов, в большинстве своем никогда ранее не переводившихся и нигде не собранных воедино. Когда через пятнадцать лет вновь возникла потребность в создании капитального учебного пособия, которое охватило бы процесс развития западноевропейского театра вплоть до наших дней, издание это было задумано как коллективный труд многих советских специалистов под руководством двух крупнейших ученых — профессоров А. К. Дживелегова и С. С. Мокульского. Но после кончины А. К. Дживелегова в 1953 году вся тяжесть организации этого многотомного издания и научного руководства им легла на плечи С. С. Мокульского.
Под его редакцией и с его авторским участием в 1956 и 1959 годах опубликованы первые два тома «Истории западноевропейского театра», включающие разделы от театра средних веков до 1789 года; подготовлены ныне выходящие в свет третий и четвертый тома, посвященные истории зарубежного театра с 1789 по 1871 год; разработан план и написан— отдельные главы будущего пятого тома. Одновременно С. С. Мокульский выпустил два тома новой, расширенной «Хрестоматии по истории западноевропейского театра» (1953 и 1955 годы). Написанные им вступительные статьи к этим томам можно считать, в сущности, краткими учебниками истории театра. Педагогика была важнейшей частью всей деятельности С. С. Мокульского. В Ленинграде он читал лекции по западноевропейской литературе в университете и в Педагогическом институте имени А. И. Герцена, читал курс истории западноевропейского театра на Высших курсах искусствознания при Институте истории искусств и в Театральном институте. В Москве он преподавал в Государственном институте театрального искусства имени А. В. Луначарского, в Академии общественных наук, в Школе-студии Московского Художественного театра. В последние годы, заведуя кафедрой зарубежного театра Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского, руководя сектором театра Института истории искусств Академии наук, широко консультируя различные научные издания, будучи главным редактором Театральной Энциклопедии, постоянно выступая с различными обобщающими работами, которые подводили итоги развития театроведческой мысли и намечали перспективы дальнейших исследований, С. С. Мокульский стоял во главе всего отряда советских театроведов, изучающих зарубежный театр.
Коллектив авторов «Истории западноевропейского театра» ставит своей задачей продолжать и довести до конца этот труд, начатый выдающимся представителем советской гуманитарной науки С. С. Мокульским. Девятнадцатый век породил во всех странах Западной Европы качественно новое театральное искусство, стал эпохой коренной ломки старых организационных и художественных принципов театра. В большинстве стран это период резкого усиления общественной роли демократического театра, обращенного к массам, его непосредственного участия в национально-освободительной и социальной борьбе, в великих идейных битвах времени. В ряде стран Восточной Европы и в Соединенных Штатах Америки формирование национального театра происходит именно в первой половине и середине XIX века. Определяющим историческим событием, начавшим новый этап развития искусства, была французская буржуазная революция 1789—1794 годов. Французская революция всколыхнула народы всего мира. Освободительное движение охватило и европейские страны и колонии, вызвав широкий размах народных волнений. Национально-освободительные движения первых десятилетий XIX века в Италии, Греции, Чехии, Венгрии, Испании, Польше, восстание декабристов в России, выступления «разрушителей машин» в Англии — все это было выражением непреодолимого порыва народов к свободе. Характеризуя значение французской революции 1789—1794 годов, великий немецкий поэт Г. Гейне говорит, что она явилась сигналом освободительной борьбы всего человечества.