Кольридж и Саути

В утверждении романтической драматургии сыграли значительную роль поэты Вордсворт, Кольридж и Саути. Сэмюэль Тейлор Кольридж (1772—1834), Роберт Саути (1774—1843) и Вильям Вордсворт (1770—1850) в молодости находились под влиянием демократических просветительских идей. Созданный ими кружок молодежи горячо реагировал на страдания английского крестьянства, вызванные промышленным переворотом и экспроприацией мелких фермеров. Кольридж и Саути лелеяли утопический план создания свободной общины землевладельцев в девственных просторах Северной Америки.

Начало революции во Франции было воспринято ими как заря всеобщего освобождения человечества. Вдохновленный падением феодальной монархии во Франции, Саути написал в 1793 году драму в белых стихах «Уот Тайлер», посвященную крестьянскому восстанию, происшедшему в Англии в 1381 году. В центре драмы «стояли образы вождей восстания Уота Тайлера и священника Джона Болла. Пьеса Саути полна пламенных тирад против угнетения народа; она обличает жестокость и коварство короля и правящего феодального сословия. Восставшие крестьяне одушевлены идеей всеобщего равенства и социальной справедливости. Драма была полна отголосков французской буржуазной революции; она призывала к свержению монархии и уничтожению крупного дворянского землевладения в Англии. Однако пьеса Саути не увидела света тогда, когда она была написана; автор же ее вскоре резко изменил свои взгляды и перешел в лагерь реакции, за что был награжден званием королевского поэта-лауреата. В 1817 году прогрессивные литераторы, защищаясь от нападок реакционера Саути, опубликовали рукопись его ранней пьесы, и она приобрела широкую известность. В тот же период Саути и Кольридж написали совместно трагедию в белых стихах «Падение Робеспьера» (1794). Перу Кольриджа принадлежал первый акт, Саути — остальные два акта. Трагедия в целом проникнута симпатией к французской буржуазной революции. Однако, изображая борьбу партий, Кольридж и Саути осуждают наиболее революционную партию якобинцев и выражают сочувствие термидорианцам, в которых они видят продолжателей линии жирондистов и Дантона.

Поддерживая принцип буржуазно-демократической республики, Кольридж и Саути резко осуждают политику якобинского террора и стремление Робеспьера к единоличной диктатуре. Хотя субъективно в период написания трагедии Кольридж и Саути относились с симпатией к французской революции, тем не менее объективно их апология термидорианства имела антиреволюционный смысл. Именно это произведение было началом того перелома, который вскоре привел обоих писателей в лагерь реакции. В конце 1790-х годов Кольридж и Саути, объединившись с поэтом Вордсвортом, составили группу, получившую название «Озерной школы» и ставшую центром литературной реакции против французской революции и связанного с ней просветительства. Начав литературную деятельность под знаменем прогрессивных идей, эти писатели стали затем главными пред-ставителями консервативного романтизма. Совместное выступление Вордсворта и Кольриджа со сборником «Лирические баллады» (1798) явилось важнейшей вехой в развитии английского романтизма. С появлением этого сборника романтизм прочно утвердился в английской поэзии. Уже одним этим Вордсворт и Кольридж оказали влияние на формирование стиля новой романтической драматургии. Но они выступили также и непосредственно как драматурги.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!