Комедия «Авантюристка»
«Бедные львицы», — это учитель нравственности, которому дано право «обнажать скрытые язвы общественной жизни». Критика современных нравов носит в пьесах Ожье поверхностный характер и не поднимается до высоты социальной сатиры. Но все же именно критические тенденции его драматургии вносят в нее некоторые черты реализма, полностью отсутствующие в изображении положительных героев. Лансон, высоко оценивая драматургию Ожье в целом, выражал сожаление, что «топорное представление о симпатичном персонаже наводнило комедии Ожье добродетельными учеными и непорочными политехниками», и замечал, что писателю «хорошо удаются негодяи, полунегодяи и люди с колеблющейся честностью, —все, не на чем лежит клеймо испорченности или порока»Ожье начал свою деятельность в 1840-х годах.
В ранних пьесах он сразу же занял антиромантические позиции, обличая романтического героя, бунтующего против норм мещанской морали. Первое произведение Ожье — стихотворная комедия «Цикута» (1844)—было написано на античный сюжет. Комедия «Авантюристка» (1848), долго державшаяся в репертуаре ряда выдающихся французских актеров, изображала Италию цачала XVII века и также была написана стихами. В следующей стихотворной пьесе, «Габриэль» (1849), Ожье обращается к изображению нравов современной Франции. Основная тема творче-ства Ожье этого периода — проблема буржуазной семьи. Пьеса, ставшая одним из первых произведений «школы здравого смысла», продолжала полемику с романтизмом и была посвящена защите моральных устоев буржуазной семьи и связанной с этим проблеме прав и обязанностей современной женщины. Действие комедии происходит в доме адвоката Жюльена. Он усердно занимается делами и тяжбами и заботится о благополучии своей семьи. Но его молодая жена Габриэль заражена романтическими бреднями. Она мечтает об идеальной и возвышенной любви, необыкновенной и поэтической. Ей чужда буржуазная расчетливость мужа, его бережливость и пунктуальность.
Она пренебрегает обязанностями хозяйки дома, которые кажутся ей скучной прозой, несовместимой с истинной любовью. Ожье стремится осмеять и дискредитировать образ романтической героини, отрицающей пошлую буржуазную повседневность. В дальнейшем Ожье отказывается от стихотворной формы и начинает писать свои комедии и драмы в прозе, что гораздо больше соответствовало присущему ему позитивистскому складу мышления. Одной из его лучших и наиболее популярных пьес стала комедия «Зять господина Пуарье» (1854), в которой тема укрепления семьи и буржуазной морали приобрела ярко выраженный социальный характер. Конфликт комедии основан на противопоставлении здравого смысла, бережливости и умения вести. свой дела, присущих богатому буржуа Пуарье, с расточительностью, легкомыслием и дворянским чванством его зятя, разорившегося аристократа графа де Преля.
В образе Пуарье Ожье изображает идеального буржуа, разбогатевшего не путем биржевых спекуляций и финансовых афер, а благодаря тому, что собирал деньги, «откладывая их по грошам и во всем себе отказывая». Он осуждает старые феодальные порядки и радуется, что старинные замки, «позорные памятники феодального права», исчезают с лица земли и что те земли, на которых они стояли, «засеют свеклой, из камня выстроят хижины для людей полезных, трудолюбивых, для пахаря, винодела». Людей он ценит не по их знатности и титулам, а по их достоинству. Но аристократия и буржуазия уже не враги. У них есть общие интересы, и Ожье призывает легитимистское дворянство «забыть распри», вступить в союз с буржуа и вместе служить отечеству. Комедия кончается апофеозом буржуазной морали и буржуазного образа жизни. Легкомысленный де Прель под влиянием урока, данного ему добродетельным буржуа, исправляется и готов из гордого графа превратиться в скромного зятя господина Пуарье: «С этой минуты я начинаю вести жизнь тихую и степенную, и, чтобы окончательно забыть старые привычки, я прошу места в вашей конторе». В комедии «Зять господина Пуарье» четко выражено политическое кредо французской буржуазии 50-х годов XIX века.