Комедия «Денежный вопрос»
Построение пьесы как ряда логических доказательств определенного тезиса еще подчеркивается тем, что действующие лица часто непосредственно выражают мысли автора и начинают комментировать идею пьесы. Этот прием разрушает характеры, лишает сценическое действие жизненной достоверности и убедительности. Дюма стремится смягчить обнаженность дидактического замысла мастерством построения сюжета-интриги, занимательностью сценических ситуаций и любовно-романтическими и сентиментальными мотивами, связанными с судьбами положительных героев. В комедии «Денежный вопрос» (1857) Дюма с моралистических позиций осуждает злоупотребления совершаемые в погоне за наживой, и в особенности биржевые спекуляции. Самый убедительный и жизненный образ пьесы — делец Жан Жиро, монолог которого в первом акте представляет собой панегирик в честь денег. «Можно оспаривать добродетель, красоту, храбрость, гений, но деньги — никогда. Нет человека, который бы не признавал власти денег…
Для чего существуют лавки, корабли, железные дороги, заводы, театры, музеи, процессы между родными, открытия, убийства? Все для презренного металла, который зовут деньгами или золотом, и тот, кто успеет больше нажить денег, будет больше почитаем. В наш век одна цель — разбогатеть… ». Тот же Жиро говорит, как невыгодно быть добродетельным в обществе, где все расценивается на деньги. В пьесах, написанных в 1870—1880-х годах, Дюма продолжает выступать «учителем нравственности». Он по-прежнему обращается преимущественно к теме распада буржуазной семьи. В комедии «Г-н Альфонс», которая быстро приобрела большую известность, он осуждает браки по расчету. Сюжет пьесы служит развитием морального тезиса, который в данном случае доказывается, так сказать, «от противного», демонстрируя, как не должен поступать честный буржуа в вопросах любви и брака. Герой комедии Альфонс, чье имя вскоре стало нарицательным, отказывается от своего незаконного ребенка и готов жениться по расчету на немолодой, но богатой женщине. В пьесах Дюма этого периода появляются тенденции, характерные для буржуазной литературы и искусства конца века: слабее звучат гуманистические мотивы, смягчается острота критики общественных нравов. В изображении жизни усиливаются черты абстрактности и схематизма. Это логически ведет к тому, что тема защиты идейных и моральных основ буржуазного общества раскрывается в некоторых произведениях писателя с жесткой и откровенной прямолинейностью. Характерна в этом отношении пьеса «Жена Клода» (1873), представляющая собой иллюстрацию тех положений, которые Дюма выдвинул в памфлете «Мужчина-женщина», доказывая право мужа убить неверную жену. Героиня пьесы Цезарина — лживая и порочная женщина, она не только обманывает мужа, но, кроме того, еще воровка. Клод, напротив, добродетельный человек и идеальный муж. Цезарина уходит от него к любовнику.
Клод талантливый инженер. Он изобретает артиллерийское орудие нового типа, что сулит ему славу и богатство. Цезарина, оставленная любовником, возвращается в семью и старается получить прощение мужа. Не добившись этого, она хочет отомстить Клоду и в конце концов похищает чертежи его изобретения, чтобы передать их секретному агенту иностранного государства. Однако Клод узнает о новом преступлении жены и в справедливом гневе убивает ее. Образы пьесы схематичны и безжизненны. Это не живые люди, а символы, условные обозначения понятий добра и порока. В лице Цезарины Дюма как будто бы обличает нравы. Но на самом деле пьеса Дюма показывает, какими чудовищами являются люди, которые нарушают нормы буржуазной морали, разрушают семью и угрожают безопасности государства. Отказ от критического изображения общественных нравов, абстрактность и символика образов в сочетании с мелодраматическим сюжетом— все это свойственно и драме «Иностранка».