Контрастное противопоставление образов

Классицистская трагедия этих лет стихийно насыщается идеями, чувствами, типичными для новой эпохи, теряет классицистскую чистоту жанра. В трагедию проникают иррациональные и даже мистические мотивы, взрывая изнутри ее строгие рациональные каноны. Для нее становятся характерными бурный темп развития действия, контрастное противопоставление образов, живущих напряженной эмоциональной жизнью.

Наряду с античными и историческими сюжетами трагедия все чаще использует легендарный и экзотический материал. Авторы трагедий не укладываются в рамки рационалистической, поэтики и, подчас извиняясь перед читателем и зрителем, нарушают даже «святая святых» классицизма — правило трех единств. Так, ломая старые драматургические формы, вызревает в недрах классицистской трагедии новое, романтическое искусство.

Одним из ведущих драматургов этого периода был Луи-Жан-Непомюсен Лемерсье (1771 —1840). Выходец из буржуазной среды, он рано начинает литературную деятельность, шестнадцатилетним юношей поставив свою первую трагедию «Мелеагр» (1787). На первом этапе революции Лемерсье занимал умеренно-либеральную позицию, затрагивая в своих произведениях преимущественно моральные вопросы (комедия «Ловелас», 1792). Но его пугает революционный террор 1793— 1794 годов, и сразу после падения Робеспьера он выступает с антиякобинской комедией «Тартюф-революционер» (1795). Используя сюжет комедии Мольера, он в образе бесчестного лицемера Тартюфа изображает одного из вожаков якобинского движения. Пародийное начало, заложенное в пьесе, позволило исполнителю роли Тартюфа Батисту создать в спектакле настоящий пасквиль на революцию. Правительство Директории, смущенное откровенной контрреволюционностью спектакля, сняло его после пятого представления, и комедия так и не была опубликована.

Расцвет творчества Лемерсье падает на послереволюционный период. В годы Директории и Консульства он стоит на буржуазно-охранительных позициях, что и обусловливает его дружеские отношения с молодым генералом Бонапартом. Именно в этот период поставлены на сцене лучшие пьесы Лемерсье, имевшие шумный успех: трагедия «Агамемнон» (1797) и комедия «Пинто, или День заговора» (1800). По мере нарастания монархических претензий Наполеона Лемерсье становится в оппозицию к нему и после провозглашения империи отсылает императору орден Почетного легиона, полученный драматургом за полгода до этого. Сопровождая этот жест вызывающим по тону письмом, Лемерсье упрекал Бонапарта в честолюбивой погоне за званием монарха. Но за внешним республиканизмом Лемерсье, по существу, не крылось никакого революционного содержания. В трагедиях, написанных в эти годы и запрещенных наполеоновской цензурой («Хлодвиг», 1801; «Безумие Карла VI», 1806, и другие), Лемерсье стоит на монархических позициях, выступая лишь против тирана-узурпатора. Наполеон справедливо не видел в оппозиционных настроениях Лемерсье никакой серьезной опасности для существующего режима. Лемерсье не подвергался преследованиям, как Сталь. Более того, в 1810 году он был избран членом Французской Академии, и некоторые его произвздения беспрепятственно включались в репертуар (например, «Христофор Колумб», 1809). Лемерсье продолжает работать и после падения Наполеона и становится признанным драматургом периода Реставрации. В это время на сцену попадают не только его новые пьесы («Ричард III и Дженни Шор», 1816; «Фредегонда и Брунегальда», 1821), но и те, которые были запрещены наполеоновской цензурой. Уже в последние годы XVIII века складываются эстетические взгляды Лемерсье, которые находят выражение в предисловиях к его пьесам, а также в более позднем трехтомном труде «Аналитический курс всеобщей литературы» (1817). Отстаивая принципы классицизма, Лемерсье в то же время ощущает внутренний кризис этого направления. И в своих теоретических высказываниях и в творческой практике он непрерывно ломает строгие каноны классицизма.

На примере творчества Лемерсье ясно обнаруживается влияние господствующего романтического мироощущения эпохи на писателя, субъективно стремившегося удержаться на позициях классицизма.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!