Круги французской буржуазии

Мировоззрение Скриба сложилось окончательно к концу 1820-х годов. Певец буржуазного прогресса, он не мог не воспринять оппозиционных настроений, охвативших широкие круги французской буржуазии в последние годы власти Бурбонов. В его водевилях, комедиях, оперных либретто появились нотки политического либерализма. Но, несмотря на резко недоброжелательное отношение Скриба к обломкам старой аристократии, революции он боялся больше, чем ужасов старого режима.

Политическая и социальная программа Скриба конца 1820-х годов с наибольшей отчетливостью выражена в своеобразной пьесе «До, во время и после» (1828). Этот «исторический эскиз в трех частях» показывает жизнь Франции до, во время и после революции. В первой части Скриб разоблачает хищничество и развращенность дореволюционной аристократии. Во второй картине он переносит действие в период якобинской диктатуры, причем страх перед народной революцией диктует ему злобную клевету на якобинцев, изображенных в пьесе невежественными, тупыми, кровожадными чудовищами. В третьей картине, действие которой протекает в годы Реставрации, Скриб, ломая жанр пьесы, заменяет мелодраму водевилем с куплетами. Радостный тон этой заключительной картины подсказан уверенностью в достигнутом счастье, в окончательной победе буржуазного строя, принесшего — Скриб уверен в этом — общее благополучие. Доказательством этого тезиса и является пьеса. Скриб восторженно констатирует, что просветительские лозунги свободы, равенства и братства обернулись свободой буржуазного предпринимательства. Во имя сохранения «разумной и умеренной свободы» — то есть свободы обогащения для буржуа и обуздания революционных порывов народа — Скриб отказывается даже от антифеодального пафоса первой картины. И пьеса кончается призывом к забвению прошлого и примирению. Та же политическая концепция развивается Скрибом в его оперных либретто, которые он начинает писать в 1827 году, становясь постоянным либреттистом Обера и Мейербера. Проявив творческую гибкость и разносторонность интересов, Скриб стал одним из создателей жанра большой «постановочной» оперы 1830—1840-х годов. Им написаны либретто опер «РобертДьявол» (1831), «Гугеноты» (1836), «Пророк» (1849), «Африканка» (1861) Мейербера, «Немая из Портичи» (1828) и «Бронзовый конь» (1857) Обера, «Жидовка» (1835) Галеви. Он писал либретто также для Россини, Верди, Гуно и других.

В своих оперных либретто на исторические темы он создает мелодрамы с романтическим колоритом, используя историю как красочный декоративный фон. Скриб воспринимает присущий литературе конца 1820-х годов интерес к широким историческим полотнам, к эпохам народных движений, религиозных войн, острых социальных столкновений. В либретто Скриба события нередко развиваются на фоне народных восстаний. Вовлеченный в либретто исторический материал позволяет драматургу высказать свои антиабсолютистские и антифеодальные настроения («Немая из Портичи», «Гугеноты» и другие). Это и придает ряду опер на либретто Скриба масштабность и действенность. Но даже в лучших своих либретто Скриб, в сущности, подменял политическую тему любовно-авантюрной и стремился сгладить социальную остроту сюжета, ограничив его «изгнанием тирана» или призывом к милосердию. Даже в «Гугенотах», сюжет которых заимствован Скрибом из «Хроники времен Карла IX» Мериме, на первый план выдвинута шаблонная любовная история, для которой ужасы Варфоломеевской ночи создают лишь эффектную декорацию. А в более поздних операх антиреволюционная позиция Скриба выступает с полной ясностью. Вскоре после революции 1848 года он создал либретто для оперы Мейербера «Пророк» (1849), где плебейское восстание анабаптистов XVI века во главе с Яном Лейденским рисуется как кровавое преступление, как дикий разгул черни, караемый небесным возмездием.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет голосов)
Загрузка...

Есть что сказать? Оставьте комментарий!