Лишенные полноценного современного репертуара
Отмена ее не привела к быстрому возрождению театра. Цензура оставалась в силе. Традиция художественной литературной драматургии была прервана, число актеров, прошедших школу серьезной драмы, было невелико. Подъем английской драматургии начнется фактически лишь к концу XIX века. И все же, работая в исключительно трудных условиях, английский театр XIX века создал свои ценности. Он выдвинул плеяду больших актеров.
В эти годы началось формирование английской режиссуры. Даже лишенные полноценного современного репертуара, английские актеры сумели, опираясь на классику, выразить мысли и чувства, которые волновали зрителей, передать новое мироощущение своих современников. И публика, жившая в обстановке больших общественных сдвигов, убыстряющегося движения истории, с энтузиазмом под-держивала этих актеров. Развитие драмы и театра в Англии конца XVIII и начала XIX века проходит под знаком влияния позднего просветительства и первой буржуазной революции во Франции. Первые события французской революции встретили горячий отклик в передовых слоях английского общества. Идя навстречу этим общественным тенденциям, некоторые театры стали на путь прямой инсценировки газетных сообщений. В 1789 году театр Ковент-Гарден репетировал злободневную пьесу «Бастилия», которая, однако, была запрещена цензором. Но Королевскому цирку удалось в августе 1789 года показать публике представление, называвшееся «Триумф свободы, или Разрушение Бастилии». Одновременно в театре Ройял-Гров была осуществлена постановка «Волнения в Париже, или Разрушение Бастилии». В 1790 году театры Ковент-Гарден и Седлерс-Уэллс показали театрализованное зрелище «Марсово поле, или Праздник Федерации», являвшееся откликом на торжество, происшедшее в Париже 14 июля 1790 года. Этому же была посвящена постановка Королевского цирка под названием «Французский юбилей».
Подобного рода спектакли представляли собой инсценировки с грандиозными зрелищными эффектами, которые должны были передать характер событий. Это не были пьесы в точном смысле слова; правильнее их назвать массовыми живыми картинами хроникального характера. Следом за спектаклями такого рода появляются пьесы, авторы которых с разных идейных позиций стремились отразить злободневные события. Вскоре после падения монархии и казни Людовика XVI реакционные круги в Дублине могли аплодировать пьесе Престона «Ярость демократов, или Людовик несчастный» (1793). В противовес этой роялистской драме была написана пьеса Хея «Монарх в заключении» (1794), выражавшая симпатии республиканцам. Появились также пьесы «Падение французской монархии» Бартоломью и «Нор-мандская девушка» Эйра (1794); вторая из них была посвящена казни Марии-Антуанетты. Наиболее видным идеологом демократического лагеря конца XVIII века в Англии был Вильям Годвин (1756—1836). В своем трактате «Исследование о политической справедливости» (1793) Годвин выступил с резким осуждением не только феодальных форм гнета, но и новой формы угнетения народа, утверждавшейся в это время, — капиталистической эксплуатации. В воззрениях Годвина сказался протест народных масс Англии против последствий промышленной революции и аграрного переворота. Отражая настроения экспроприированного крестьянства и формирующегося пролетариата, Годвин выдвигает утопическую программу социальных преобразований, глубоко противоречивую по своему характеру.
Вот почему К. Маркс отмечал, что в своих воззрениях «Годвин граничит с коммунизмом», но наряду с этим «он в своих выводах решительно антисоциален», ибо идеалом его была ассоциация мелких производителей, независимых друг от друга. При всей ограниченности позиций Годвина его общественно-политическая теория оказала в целом положительное влияние своей критикой капиталистической эксплуатации и тех государственных форм, которые ее узаконивали.