Лучшие комедии Феррари
Перу Феррари принадлежат также переводы двух пьес Ожье и Пальерона. Он изучал технику французских драматургов, оставаясь, однако, самостоятельным в изображении итальянских нравов, в построении сюжета. Лучшие комедии Феррари отличаются мастерством интриги, сценичностью, меткими бытовыми зарисовками. Он хорошо знал театр, сам ставил свои пьесы. Ремарки его подробны и точны; если он предусматривает участие музыки в спектакле, то определяет ее характер; останавливается на общем стиле мизансцен, особенно подчеркивает необходимость простоты актерского исполнения. К недостаткам пьес Феррари надо отнести не вполне ясный и гибкий язык, некоторые длинноты и не всегда оправданные ситуации, а также мелодраматизм в тех случаях, когда автор стремится усилить занимательность интриги. Сильная сторона Феррари — в создании сложных и убедительных характеров, живых и сильных, в зоркой наблюдательности. И это, прежде всего, относится к его лучшей пьесе «Гольдони и его шестнадцать новых комедий».
Начиная с 1853 года, когда по инициативе актера Акилло Майерони пьеса была поставлена в Венеции, она совершает триумфальное шествие по сценам Италии. Одна из ее последних постановок осуществлена в наши дни в миланском Пикколо-Театре, руководимом Грасси и Стрелером, с Тино Карраро в главной роли. Во время засилия французских пьес, когда лишь немногие итальянские драматурги пытались идти своим путем, комедия Феррари внесла в театр новую свежую струю. Определяя задачи, которые он ставил перед собой, создавая пьесу о Гольдони, Феррари говорит, что ему хотелось показать путь возвращения к школе «отца комических поэтов, вне которой нет спасения», и сделать прошлое зеркалом, в котором зритель, думая увидеть чужой образ, увидел бы собственное изображение. Четырехактная пьеса Феррари посвящена известному событию, описанному Гольдони во второй части его «Мемуаров».
Моральный и материальный ущерб в связи с неудачей комедии «Счастливая наследница» вынудил Гольдони дать обещание зрителям театра Сан-Анджело написать к следующему сезону шестнадцать новых комедий вместо восьми, которые он создавал ежегодно по договору с антрепренером Медебаком. На ярко нарисованном фоне театрального быта Венеции 1749 года Феррари показал судьбу художника-новатора через один из наиболее драматических эпизодов его борьбы за осуществление своих творческих принципов. Комедия о Гольдони — пьеса историко-литературная и в то же время глубоко современная. Автор вложил в нее свои чувства и наблюдения, им самим увиденное и пережитое. Феррари поднимает и защищает всех, кто словом или делом служит реформе театра на пути к современности и реализму. Противников реформы он дал в обобщенной фигуре Циго (анаграмма имени Гоцци). Консерватор и завистник Циго не брезгует ничем, стремясь уничтожить Гольдони: он распространяет грязные сплетни о его жене; прикрытый карнавальным плащом и маской, он выдает себя за Гольдони и ведет двусмысленные речи с целью политически скомпрометировать соперника. Он пишет пьесы, в которых потакает низменным вкусам, и уснащает их клеветническими измышлениями по адресу своего литературного противника.