Луиза Лейн
Во второй половине XIX века в центральных городах Соединенных Штатов стали возникать стационарные театры, связанные своим происхождением с плавучими театрами. Актерские семьи (Дру, Джефферсон и другие), составлявшие основное ядро этих трупп, разрастаясь и дробясь, порой оседали в больших городах. Таковы были, например, театр миссис Джон Дру в Филадельфии на Арч-стрит, открытый в 1860 году, театр Лоры Кин, открытый там же на Честнат-стрит в 1869 году, и другие. Некоторые из них, например театр миссис Джон Дру, были значительным явлением в истории американского театра.
Луиза Лейн, в замужестве — миссис Джон Дру (1820— 1897) была одной из крупнейших американских актрис, искусство которой отличалось сдержанной простотой и естественностью. Она выступала в водевилях, комедиях и драмах преимущественно американских авторов. Кроме того, она прославилась в ролях леди Тизл и миссис Малапроп в комедиях Шеридана «Школа злословия» и «Соперники». Театральная деятельность миссис Джон Дру продолжалась более шестидесяти лет. Она была не только актрисой, но и режиссером, педагогом, руководителем лучшего в Филадельфии театра. Она создала крепкую постоянную труппу, в которой сформировались такие выдающиеся артисты, как Фанни Давенпорт, Стюарт Робсон и другие. Миссис Дру воспитывала своих актеров в реалистических традициях, требовала от них серьезного и осмысленного отношения к искусству, строжайшей дисциплины на репетициях, непрерывного совершенствования ролей. Миссис Дру была вынуждена считаться с вкусами публики, воспитанной на мелодраме. Все же немалое место в репертуаре ее театра занимали пьесы Шекспира. Миссис Дру руководила своим театром до 1892 года. Однако подлинно плодотворным периодом деятельности театра на Арч-стрит были только первые десять лет. В дальнейшем даже этот опаянный творческий коллектив не избежал разъедающего влияния системы «звезд» и превратился в чисто коммерческое предприятие.
Руководителем одного из стационарных театров был драматург и антрепренер Августин Дели (1838—1899). Он был умелым дельцом. Во имя успеха у буржуазного зрителя он не стеснялся делать любые купюры в тексте пьес, умел блеском постановки замаскировать недостатки актерского исполнения и не окупился на сногсшибательные рекламы для «звезд». Все же его труппа выгодно выделялась своим составом, дисциплиной и спаянностью, постановками не только легких комедий, но и драматургии Шекспира.
Дели был автором большого числа переделок пьес Сарду и Дюма-сына. Его собственная драматургия заслуживает упоминания лишь постольку, поскольку в ней отражается мировоззрение автора. Так, его мелодрама «Горизонт» (1871), рассказывающая о продвижении американцев на запад и рисующая индейцев в самом отрицательном свете, является откровенной апологией расовых и захватнических устремлений американского капитализма.
К числу виднейших актеров Америки второй половины XIX века наряду с миссис Джон Дру относится и Джозеф Джефферсон (1829—1905). Значительная общность их творческих судеб — принадлежность к прославленным семьям актеров «бродячих» трупп и первый творческий опыт, полученный в этих труппах,— не является простым совпадением. Подлинно реалистические традиции формировались в творчестве тех актеров, которые несли свое искусство, народу.
Основоположником актерской семьи Джефферсонов был Томас Джефферсон, ученик Гаррика, способный и преданный искусству актер, неотступно следовавший по пути, начертанному великим учителем. В конце XVIII века сын Джефферсона Джозеф переселился в Америку. Он завоевал славу блестящего комедийного актера, искусство которого было искренним и правдивым. Его сын, тоже Джозеф и тоже актер, не оставил глубокого следа в истории американского театра, но внук, представитель четвертого поколения Джефферсонов, унаследовал сценическое дарование и деда и прадеда. Из всей плеяды актеров, носивших эту фамилию, Джозеф Джефферсон-младший проявил себя наиболее ярко.